В детстве я не отличался особой полнотой, даже скорее был худеньким. Бабушка, конечно, расстраивалась и пыталась меня откормить, но, как говорится, не в коня корм.
Но однажды моя худоба мне пригодилась.
Я учился в Одесской школе №121 во втором классе. И вот в один из дней к нам на урок зашла директриса вместе с какой-то тетенькой, о чем-то переговорили с нашей учительницей Натальей Яковлевной и потом тетенька пошла вдоль парт, внимательно разглядывая сидящих учеников. Иногда она останавливалась около одного из нас, тогда Наталия Яковлевна называла фамилию и ученик или ученица шли к доске.
Мне было любопытно, зачем их вызывают, но абсолютно непонятно.
И вот она остановилась около нашей парты.
-Сережа. Выходи к доске.
Довольный тем, что меня выбрали, хотя и не понимая, куда и зачем, я вышел и встал в шеренгу избранных. Всех нас роднила стройная худощавость, граничащая с худобой.
Гостья еще раз прошлась вдоль нашей шеренги, внимательно изучая свой выбор, а потом повернулась и вышла из класса.
-Дети. Все, кто был вызван к доске, в следующую субботу учиться не будут, но в школе быть надо к 10 часам. Возьмите с собой старую одежду.
Слова классной руководительницы немного удивили, но никто вопросов не задавал.
Придя домой я узнал, что когда бабушка забирала меня из школы, она успела перекинуться парой слов с нашей учительницей и знала, что надо принести с собой в школу в эту знаменательную субботу.
Накануне мы с бабушкой долго перебирали старые вещи, пока не отобрали мои залатанные брюки и старую военную рубашку отца.
И вот суббота. Мы собираемся в школьном дворе, с нашего класса человек 10, с параллельного тоже набралось еще с десяток.
Выглядели мы все довольно живописно. Это был модный показ одежды начала 60-х годов, потрепанной, заношенной и перелатанной. Мы перешучивались и посмеивались друг над другом.
Наконец приехал автобус, все расселись по местам и мы поехали. Привезли нас к Дому ученых и отвели в большое помещение, заполненное костюмами и разными предметами одежды. Мы еще не до конца понимали, для чего все это, но с интересом стали рассматривать все вокруг.
-Мальчик. Снимай свою рубашку и одень вот это – ко мне подошла одна из женщин, находившаяся там, и протянула рубаху-косоворотку и кепку. Подпоясали меня шнурком.
Остальных мальчишек так же переодевали, девчонкам подбирали старинные платьица и шляпки с завязками.
Когда процесс перевоплощения завершился, нас вывели на улицу. Перед нами был Сабанеевский мост, а мы группой стояли на спуске Жанны Лябурб (сейчас это Военный спуск).
Появился дядя с мегафоном, который объяснил, что мы будем сниматься в эпизоде настоящего фильма и нам надо бежать к мосту навстречу входящему полку Красной армии. Добежав к солдатам, мы должны были пристроиться впереди и по бокам строя и бодро промаршировать с ними несколько десятков метров.
Снимали эпизод камерами с моста, пришлось сделать несколько дублей, мы провели там полдня, но осознание того, что это съемки в настоящем фильме, придавало нам энергии, мы еще и еще раз бежали навстречу красноармейцам и маршировали вместе с ними.
Наконец съемки подошли к концу, нас опять переодели, посадили в автобус и отвезли к школе.
Примерно через месяц в классе появилась все та же тетенька, которая нас отбирала. Она принесла с собой деньги за съемки и ведомость, в которой каждый из нас расписался в получении 1 рубля 50 копеек.
Это были первая в моей жизни настоящая зарплата, заработанная мной.
Так что можно сказать, что зарабатывать я начал со второго класса.
А фильм, в котором я снимался, называется «Служили два товарища».