Отставку правительства Медведева Президент объяснял необходимостью перемен в политической структуре Власти, обозначенной в его последнем Послании. Одновременно он дал позитивную оценку деятельности этого правительства. Но уже первые заявления нового Премьера Мишустина говорят о том, что прежнее правительство провалило исполнение главной Задачи , поставленной Президентом при вступлении им в должность после последних Выборов- осуществление национальных Проектов. Сегодня во многих СМИ открыто говорят, что прежнее правительство было неэффективным, и прежде всего, в осуществлении Нацпроектов. Почти два года прошло с момента принятия решения о Нацпроектах Озвучены впечатляющие суммы стоимости этих проектов- многие триллионы рублей. Значительная часть этих средств получены за счёт предстоящего «затягивания поясов» на гражданах России - повышение НДС, Пенсионной реформы и т. д. Большинство думающих Граждан волнует вопрос: каков будет «коэффициент» использования этих средств, насколько экономно и целенаправленно будут они израсходованы. Откуда можно узнать, какое конкретное содержание этих Проектов? В какие сроки и где? Сколько стоит каждый Проект. Какой экономический эффект будет получен?. Остановимся на двух Проектах : «Развитие инфраструктуры железнодорожного Транспорта», и «Развитие автодорожной сети России». На оба проекта намечено потратить более 10 триллионов!!! Сегодня участники реализации этих проектов находятся в ожидании важнейшего для них момента: деления огромного бюджетного пирога, от которого есть возможность отхватить существенную долю и для себя. Многолетний опыт работы в строительстве транспортных объектов в постсоветское время позволяет с достаточной достоверностью назвать и участников этого дележа, и размеров отхватываемой для каждого доли. В первом ряду участников стоят будущие заказчики, которым Правительство поручит управлять выделяемыми денежными потоками- РЖД и Региональные Ведомства. У тех и других уже давно определены коммерческие структуры, которые будут исполнять функции Генеральных подрядчиков, через которых и будет осуществляться финансирование строительства. Сами эти конторы в большинстве случаев, не имеют собственных производственных мощностей, а состоят из небольшого штата топ-менеджеров. Имея полный пакет государственных документов на право строительной деятельности, они набирают необходимые для выполнения всего комплекса строительных работ субподрядные организации - частные компании, имеющие в своём распоряжении или аренде все строительные ресурсы, соответствующие номенклатуре выполняемых работ. С этого момента и начинается «Отщипывание» финансового куска от государственного пирога. Субподрядный Договор для субподрядчика в пользу Генерального Подрядчика стоит от 30 до 40% сметной стоимости выполняемых работ. Это правило существует давно и практически не меняется , законом не запрещается. Откуда Субподрядчик берёт такие средства? Из сметной стоимости за счёт: невыполнения отдельных технологических процессов, заложенных в сметную стоимость, привлечение более низкой квалификации работников , неэффективных технологий , машин и механизмов, снижения накладных расходов за счёт бытовых условий рабочих, на охрану труда и т д. Существующий порядок проведения Подрядных торгов, установленный Правительством, закрепляет эту ситуацию. Разработка «Конкурсной проектной документации» для проведения тендеров превращена в «фарс»: для её разработки требуется несколько месяцев, а «торги» проводятся сегодня и выигрывают конкурсы одни и те же «Прикормленные» Генподрядчики. Естественно, Заказчики получают свою долю от подрядных торгов, отсюда и существующий порядок проведения тендеров. Следующие претенденты на «кусок финансового Пирога»- региональные чиновники и частные компании, владеющие или распределяющие ресурс - « местные строительные материалы». Это карьеры и месторождения грунтов, щебня, песков и т. д-всё то, что идёт на сооружение земляного полотна и покрытия ,путевого балласта, инертных для бетонных и растворных работ. В 90-е годы «ушлые парни» выкупили многие месторождения нерудных материалов- карьеры грунтов, песка, щебня. Отвод новых карьеров - в руках местных чиновников. В этих условиях проектные организации бессильны и не могут предусмотреть в проектах наиболее дешёвые и экономичные транспортные схемы транспортировки нерудных материалов в наиболее дорогостоящий элемент дороги - земляное полотно. По самым скромным расчётам, удорожание дорожного строительства за счёт необоснованного завышения цен на местные материалы, нерациональные транспортные схемы составляет 10-15% сметной стоимости. Нельзя не назвать и ещё одного игрока на строительном рынке, который тоже ждёт своей доли от финансового «Пирога» на Национальные Проекты. Это коммерческие банки, которые будут обслуживать строительные фирмы, участвующие в осуществлении Национальных Проектов. В современных экономических условиях, подавляющее большинство строительных компаний не имеют собственных оборотных средств, позволяющих в течение 2-3 месяцев до поступления первых платежей за выполненные строительные работы, произвести предоплату за материалы, аренду техники, энергоресурсы, своевременно оплатить налоги и зарплату рабочим и будут вынуждены обращаться в банки за заёмными средствами- кредитами. Кредитную ставку 17-20% годовых сроком даже на 3 месяца в размере квартального оборота без завышения сметной стоимости не смогут выдержать большинство подрядчиков. Но банк свою моржу в 10% « отобьёт» при всех условиях. Какова в этих условиях роль « Заказчика» ( РЖД, Регионы), которым будут переданы финансы на реализацию указанных Национальных Проектов. Как они будут реагировать на аппетиты перечисленных игроков. Их поведение известно: государственный пирог будет поделен «справедливо», каждый получит своё. Инструмент для этого существует в строительстве почти 2 десятилетия : порядок определения сметной стоимости базисно- индексным способом. Сущность его в том, что расценки в строительстве определяются в ценах 2000года, а сметная стоимость путём введения индекса инфляции. Пресловутый индекс инфляции не имеет экономической основы расчёта, устанавливается Заказчиком по разработанной им методике. Строительные нормы и расценки 2000 года давно потеряли всякую связь с существующими в настоящее время строительными технологиями, механизмами, материалами. Их распространение на текущий момент- анахронизм. Но применение «индекса инфляции», достоверность которого проверить невозможно, позволяет Заказчику «откорректировать» сметную стоимость так, что все получат «своё» Фактическая сметная стоимость строительства объектов, сооружаемых за счёт бюджетных средств, практически всегда, при существующей системе ценообразования, уравнение со многими неизвестными и практически всегда превращается в «черную дыру» в экономике. Теперь не сложно определить, что 40-50% сметной стоимости Национальных Проектов - реальные потери, которые следует ожидать , при существующем прядке, в строительной отрасли. Счётная палата, которой поучен контроль за расходованием средств на Национальные Проекты, сможет лишь определить величину ущерба. Предотвратить его она не в состоянии. Возможно ли изменить ситуацию? Да, если Правительство способно понять , оценить и поменять «правила игры» 1. Изменить законодательство, регулирующее в строительстве взаимоотношения между Заказчиком, Генподрядчиком и Субподрядчиком. Запретить торговлю Субподрядом, Генподрядные услуги установить не более 1-2 % с включением их в сметную стоимость затрат Генподрядчика . При таком порядке, Генподрядчики, не имеющие ресурсов для выполнения 40-50% работ собственными силами, уйдут со строительного рынка, что приведёт к его оздоровлению 2. Запретить применение базисно-индексного метода при определении сметной стоимости, заменив его на ресурсный. При расчётах сметной стоимости, закладывать наиболее производительные машины и механизмы, экономичные и высокоэффективные методы организации работ, исключающих непроизводительные затраты, простои и другие издержки производства. Повысить эффективность разработки тендерной документации, закрепить законодательно роль «твёрдой договорной цены». 3. Законодательно изменить порядок определения стоимости местных материалов, установить на государственном уровне порядок ценообразования, при котором ведущая роль передаётся проектным организациям и экспертизе. Цены на местные материалы, поставляемые частными компаниями, должны быть экономически обоснованы. 4. Предоставить банкам с участием государства и коммерческим, на конкурсной основе, право получать из госбюджета средства, предусмотренные на финансирование Государственных Проектов, с обязанностью кредитовать участников реализации этих проектов под процент не более 2% годовых. Право на такие кредиты могут иметь только строительные фирмы и компании, обладающие достаточными строительными ресурсами и мощностями, чтобы иметь ликвидность для получения таких кредитов. Тогда со строительного рынка исчезнут фирмы- однодневки, "липовые" Генподрядчики без собственных ресурсов. Даже этот, далеко не полный перечень мер, по оздоровлению экономической ситуации в Строительной отрасли, позволит существенно ограничить аппетиты игроков, готовых сегодня существенно «подкормиться» за счёт государственного финансового пирога. Но пока ничего подобного в Правительстве не происходит. А это значит, что серьёзных сдвигов в осуществлении Нацпроектов мы не увидим.
..
·
?