Найти в Дзене
Белый Волк

Ладьи на колёсах – 3. Версия автора – надеюсь, не скучная!

Для чего вам корабль в сухопутной атаке?

Я полагаю, что Олег действительно приделал колёса к своим ладьям. Эта версия основана, во-вторых, на внимательном чтении летописи. А во-первых, на уверенности в том, что находчивости и чувства юмора у наших предков было ничуть не меньше, чем у нас с вами.

Для начала: вы не задумывались, почему нашим витязям требовалось приблизиться к стенам Царьграда непременно на ладьях? Просто пешком нельзя было?

Можно, но, скажем так, нежелательно. Сложнее, чем не пешком. Хлопотнее. Ведь у войска, прибывшего в чужую страну по морю, разумеется, не было обоза. Всё снаряжение хранилось на судах. Отойди от них – останешься с одним-двумя колчанами стрел на ратника и скудным пайком на пару дней. Пусть до берега не так далеко, всё равно замучишься мотаться к ладьям за пополнением припасов. А вдруг воинская удача вообще от тебя отвернётся? Тогда только корабли дадут малюсенький шанс спастись, а до них ещё надо добежать.

К слову, в гомеровской «Илиаде» греки при осаде Трои тоже при любой серьёзной опасности сразу отступали к своим кораблям. Нормальная тактика древних морских десантников.

Вот и русским воинам крайне не хотелось отдаляться от своих судов. А перетаскивать их в Золотой Рог волоком – опять же терять время и силы, которые ещё пригодятся для решающей битвы.

На гравюре Ф. Бруни воины Олега вытаскивают ладьи  на каменистый берег. Никаких колёс пока не  видно – только канаты и собственные мускулы.
На гравюре Ф. Бруни воины Олега вытаскивают ладьи на каменистый берег. Никаких колёс пока не видно – только канаты и собственные мускулы.

И тогда появились колёса!

Мне представляется такая картина…

Олег подумал. Олег усмехнулся. И приказал согнать с окрестных деревень всех выживших греческих селян, тащить к ладьям доски и инструмент.

Весь день звенели пилы, стучали молотки. А ночью несколько рисковых пленников ухитрились сбежать, пробрались мимо удачно задремавших стражей и бегом кинулись к черневшим вдали стенам Константинополя.

Им, конечно, не поверили даже после допроса с пристрастием. Следующей ночью послали на разведку опытных воинов. Те проскользнули между русскими караульщиками (которые несли службу на диво беспечно), всё осмотрели и вернулись с докладом, что дела ровно так и обстоят, как уверяли беглецы.

– Что-о-о? – с большим недоверием протянул император Лев VI Философ (он же Мудрый). – Что они делают?

Начальник лазутчиков развёл руками.

– Приколачивают колёса к ладьям, доминус! Ещё день-два – и закончат. Мои люди подслушали разговоры русов: князь Олег ждёт только попутного ветра.

– Но разве ладьи ездят по суше?!

– До сих пор не ездили. Но ведь этот их Олег – известный колдун. Недаром он зовётся Вещим.

– Так было и в царствование Домициана, – напомнил пожилой вельможа. – Тогда был известен некий волхв именем Аполлоний, который ходил и творил всюду бесовские чудеса – в городах и селах. [Примечание автора: здесь и далее вельможе почти дословно приписан отрывок из другой части «Повести временных лет».] Вот и в Византии он изгнал из города множество змей и скорпионов, чтобы не было от них вреда людям, и ярость конскую обуздал на глазах у бояр.

– Точно! – вспомнил император. – Он из Антиохии тоже скорпионов повыгонял. И комаров. Но ведь ладьи на колёсах – это не комары!

– Не комары, доминус, – вздохнули царедворцы. – Но и Вещий – не какой-то там Аполлоний…

Русские ладьи на картине Б. Ольшанского всё-таки докатились до стен Царьграда. Красиво и впечатляюще.
Русские ладьи на картине Б. Ольшанского всё-таки докатились до стен Царьграда. Красиво и впечатляюще.

Блеф по-древнерусски

Давайте освежим в памяти, что именно сообщил черноризец Нестор читателям.

«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались».

Вы прочли то же самое, что и я? Вы видите здесь хоть одно слово о том, что русские ладьи своим ходом доехали до стен Царьграда? Нет! Летопись ничего подобного не сообщает. Почему? Да потому, что на самом деле ладьи никуда не ездили.

Что же там произошло?

Византийцы, не зная, верить или не верить донесениям разведки, пребывали в тревоге, если не в панике. И вдруг увидели, как далеко в поле сотни русских кораблей, вытащенных на берег, дружно распускают паруса. Перепугались до мокрых штанов от такого сильного колдунства и поспешили отправить к полководцу-чародею послов с предложением мира и выкупа.

Блеф Олега удался.

– Проклятый маг! – воскликнул, наверно, император. – Он таки сделал это! Мы обречены. Скачите к нему скорее, просите взять дань!

Очень может быть, что для пущего эффекта наши дружинники действительно протащили несколько ладей на сотню-другую шагов в сторону Царьграда. Точнее, до конца того самого поля. Волоком, конечно. А может, грекам хватило и психологического шока от невиданного зрелища парусов на суше.

Хитрые византийцы на летописной миниатюре пытаются угостить Олега отравленным вином.
Хитрые византийцы на летописной миниатюре пытаются угостить Олега отравленным вином.

– Хватит, парни! – махнул рукой Олег, когда городские ворота распахнулись, и греческая депутация на рысях помчалась договариваться о мире. – Они поверили. Эй, кто-нибудь, примите дары от послов. Только вино не берите. Знаю я их византийское коварство – небось отравили сладкий мускат киликийский!

– А ежели египетская кислятина, то и отрава не нужна, – подхватил кто-то из соратников. – От неё и так кони дохнут!

И дружинники с жизнерадостным ржанием принялись сворачивать паруса и откручивать от ладей ненужные уже колёса.

Автор не считает своё мнение единственно верным и никому его не навязывает.