Найти тему
Les Livres

Книжная классика XX века для мальчиков: 5 книг для воспитания юных умов

Я уже писала статью о подходящей литературе для девочек, и после этого стала тщательно подбирать аналогичный список и для мальчиков. И если «женскую подборку» получилось составить быстро и просто: я объединила книги по принципу баланса — женственность в её позитивном выражении, сила, смелость и ум, то основа для выбора хорошей литературы для воспитания мальчиков потребовала времени. Я задала себе вопрос: какие качества должен развивать в себе мужчина в современных реалиях? И я поняла, что в первую очередь это должно быть уважение к чужой жизни. До сих пор многих маленьких мужчин убеждают в том, что они располагают большой силой и большой ответственностью, что они творцы этого мира, первопроходцы, избранные. И потому им следует научиться использовать свою силу во благо, не злоупотреблять ей, быть справедливыми.

Здесь встретятся произведения, которые ориентированы преимущественно на взрослую аудиторию, — не стоит пугаться, поймут ли их мальчики подросткового возраста и юноши. Очень даже поймут. И чем раньше выберут себе нравственные идеалы и нравственный образ, тем лучше.

  1. «Источник», Айн Рэнд. Почему? Две причины. Вернее, два ярких образа. Первый — архитектор Говард Рорк — «как надо жить и делать». Рорк верен своим убеждениям, не сомневается в себе и своём образе жизни, любит свою профессию и не соглашается на промежуточные и средние варианты. Он борется, он не меняет мечты на комфорт, и он достигает величия — потому что он уже велик в душе. Что важно: борется он не агрессивно, он борется одиноко, за себя, никого не обвиняя, не выкрикивая проклятий. Он твёрд и силён, но не жесток, он страшен для врагов, но не злобен, он упрям, но рассудителен. А ещё есть Питер Китинг — картинка «как жить и делать не надо». Он идёт на поводу безликого мнения окружающих, предаёт себя, предаёт свои мечты, гримасничает, а не улыбается, довольствуется жизнью с картонки и страдает. Всё его существование, он сам — зияющая дыра, треснувшая позолота, потемневшие полотна, треснутые стёкла. Без стержня, без целеустремлённости, без своего взгляда на мир всё превращается в пыль, туман, мучение.
  2. «Три товарища», Эрих М. Ремарк. Почему? Проще простого, чтобы научиться товариществу. Товариществу, которое скрепляет судьбы: совместное дело, часто совместный быт, совместная трагедия прошлого, совместное её преодоление, совместная дорога к лучшей жизни. Конечно, в этой книге уделено много (я бы сказала, слишком много) времени любовной линии Робби и Пат, но тема товарищества всё же горит довольно ярко: быть друг другу опорой — потому что люди проверены событиями и временем; быть друг для друга голосом разума — потому то хорошие люди должны жить чуточку подольше и получше; быть друг для друга хранителями — потому что есть сердца, которые стоит оберегать. Тот, у кого есть товарищи, богат — узами братства. А ещё «Три товарища» рассказывают, что война — не более, чем «скверное ремесло», как говорил Хемингуэй, и это хорошо должны усвоить мальчики, которые, увы, вынужденных нести воинскую повинность.
  3. «Над пропастью во ржи», Джером Д. Сэлинджер. Почему? Это произведение-загадка, в котором каждый может открыть нечто особенное для себя. Ничего особенного в романе не происходит. Но он затягивает, он интересен. Интересен, потому то подросток может увлекательно рассказывать, здраво рассуждать, делать любопытные наблюдения, чувствовать, смотреть на мир широко открытыми глазами, в полной готовности узнать как можно больше. Холден Колфилд — рассудительный, сообразительный, внимательный к другим юноша, который один выходит в реальный мир — не такой, какой нарисован на страницах учебников. Роман Сэлинджера даёт понять юному читателю: моё сознание подростка может быть богатым, устремлённым, подвижным; уже сейчас я способен на многое, и мои переживания, мои надежды нисколько не глупы и не наивны.
  4. «Собачье сердце», М. А. Булгаков. Для чего? Для чёткого представления о том, что значит разум, осознанность, интеллект, интеллигентность. Чтобы понимать, с какого момента человек может претендовать на блага и хорошее качество жизни — тогда, когда обладает соответствующими знаниями, способностями, уровнем культуры и самосознания. Чтобы понимать, что человечность начинается с сердечности, благожелательности, уважительного отношения к другим, стремления к нравственному развитию — и с отказом от всего животного.
  5. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт К. Фицджеральд. Зачем? Затем, чтобы увидеть наглядную иллюстрацию: мужчину делают его поступки и его достижения, его труд, его хватка, его ум. Не состояние, не положение в обществе, не раздутое самомнение и гордость. Нет, действие и активное самоутверждение составляет основу существования мужчины. И затем, чтобы поверить: успех и небывалые высоты достижимы. Для человека, который верен себе и верен своему выбору.
-2