Время не стоит на месте и меняет среду вокруг нас. Не только время, но и люди, увы, способны стереть с лица Земли то, что должно было бы сохраниться на века. Так в “Список сноса” каждый год попадают всё новые и новые памятники архитектуры. Особенно заметны эти утраты в Москве и Петербурге. Почему так происходит и что строится на месте сноса? Куда смотрят мэр Собянин и губернатор Беглов? Разбираемся в новом материале.
Москва
В 2017 году был навсегда утрачен доходный дом почётного гражданина Колобашкина. Спроектированный архитектором Серебряного века Струковым в 1903 году, дом снесли вместе с соседним домом – памятником истории. На месте этих зданий некое ООО “Электра” построит шестиэтажное офисно-жилое здание с подземным паркингом. В 2010 году оба исторических памятника находились в списке объектов, заявленных на государственную охрану, но охранный статус так и не был получен.
В первый календарный день 2018 года корпус Паровой шоколадной фабрики Иванова, возведённый в 1909 году, также снесли. Здание построил архитектор Владимир Шервуд, и находилось оно на улице Малая Ордынка, 25. Проект реконструкции согласовали в Москомархитектуре ещё в 2016 году. Предполагалось, что исторический фасад здания будет сохранен, но на дальнейшую ситуацию не смогли повлиять ни активисты, ни департамент культурного наследия Москвы. На месте корпуса построят жилой комплекс.
Также в 2018 году московские власти снесли корпуса Александровской железной дороги, постройки XIX–XX века. Здания располагались на улице Тверская Застава, дом 5. Снесены строения под номером 8 и 10. Их снесли, чтобы сделать инфраструктуру для ускоренных поездов Белорусского направления. Здания не имели охранного статуса.
В августе 2019 года власти снесли внешние и внутренние стены главного дома Усадьбы графа Льва Разумовского 1758 года постройки, располагался он на Большой Никитской улице. Для сноса, а также дальнейшего строительства апартаментов и отеля на этом месте, здание заблаговременно лишили охранного статуса в 2009 году еще при Юрии Лужкове. На данный момент на территории ведутся работы по обустройству парковки для жилого комплекса.
В октябре того же года на Золоторожском Валу снесена чаеразвесочная фабрика Вогау XIX века. Это произошло в рамках программы реновации. Мосгорнаследие отказалось признать постройку объектом культурного наследия, здание быстро выставили на торги и беспрепятственно уничтожили.
Петербург
В 2016 году власти снесли фасад дореволюционного краснокирпичного пакгауза Варшавского вокзала на улице Парфёнова. Именно в этом году ЛенспецСМУ получило разрешение на строительство жилого комплекса, а на месте пакгауза обустроена временная бетонная дорога на стройплощадку. В 2012 — 2013 годах ещё была надежда на сохранение памятника и даже на его существование в планировке новой территории застройки, но обещание властей сохранить старинные здания снова не исполнено. Здание не имело охранного статуса.
Этим же годом датирована утрата дома Малозёмовой на Лиговском проспекте. Дом под номером 56 в стиле эклектики спроектирован архитектором Василием фон Геккером ещё в XIX веке. Судьба этого здания в XXI веке — снос под видом реконструкции. На месте старого доходного дома мы вскоре увидим новый апарт-отель, и, как уверяют застройщики, фасад всё-таки будет воссоздан.
В мае 2018 года во дворе на Московском проспекте, 115 власти снесли фасад одного из производственных корпусов Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (литера Э), построенного в конце XIX века. Заблаговременно здание сняли с охраны по историко-культурной экспертизе таинственное ООО “АРС”. В 2013 году фасад планировали сохранить и включить его в объём новой школы, которую построят на старом месте.
В июле того же года улица Салова утратила двухэтажный особняк с мезонином, предположительно построенный в начале XX века. Территория Ленинградского электромеханического завода “Спутник”, к которой относилось ещё с советских времен это здание, будет застроено компанией “ЦДС-Волковский”. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры без возражений согласовал разборку, так как по документам “здание не является дореволюционным”.
В начале 2019 года разобрали арочную проходную Ленинградского молочного завода № 1, внешнюю одноэтажную копию главного корпуса Скотопригонного двора, признанного федерального памятником, и построенным по проекту архитектора Шарлеманя. Это освободило место для подземного паркинга жилого комплекса.
Памятники архитектуры повсеместно сносят в Москве, Петербурге, в каждом регионе России. По всей стране проходят реконструкции и перестройки зданий. Часто удаётся сохранить наследие, но каждый год мы утрачиваем все больше уникальной архитектуры в угоду застройщикам.
Местные власти подобные сносы не всегда санкционируют, но несмотря на утверждённую документацию, фасады не сохраняются, с памятников снимаются охранные статусы, либо вовсе не присваиваются. Застройщики заинтересованы в полном сносе зданий, хотя часто обязуются сохранить фасад или воссоздать облик исторического памятника. Города теряют свой уникальный облик, превращаются в типовой, безжизненный многоэтажный “Город N”. Здания гибнут под ковшом экскаватора ради парковок и клеток в двадцать квадратных метров для жилья. Активисты продолжают подписывать бесконечные петиции и обивать пороги учреждений, но редкий памятник культуры в России сегодня удаётся сохранить.
_______________
Автор: Анна Белякова