Найти тему
vladimir teriohin

113.

Про ценности.

В дни русской революции Хлебников восторгался:

Свобода приходит нагая.

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на «Ты».

В 1917 году «свобода» была главным словом в ценностях России.

А спустя полвека, либералы провозгласили эту ценность главной в продвижении на «нецивилизованные» народы.

За долго до этого французы гордо и пафосно провозгласили «свободу-равенство-братство», и попозже добавили «свобода-равенство-братство, или смерть».

Свобода приобрела смысл не ценности, но принципа, и процедуры. А либералы пустились во все тяжкие и стали ломиться в открытую дверь, путая свободу со вседозволенностью. 

А «нецивилизованные» народы спутали эти две противоположные истины, и тщательно (и тщетно) начали искать примеры оправдания одного другим. 

Спустимся на Землю, то есть ближе к психологии, к детям.

Вдруг (?) в 60-70-80-е начала активно продвигаться идея «свободного» воспитания. 

И «нашли» (?) пример в Японии, где, якобы, дети воспитываются абсолютно без запретов. 

Во-первых, спутали свободу со вседозволенностью.

Во-вторых, «продавали» в красивой упаковке не то, что написали на ней. 

Представим на секунду свой родной дачный огород, 6 соток, окруженные трехметровым профлистом. Без относительно к самому явлению (понятие дача), любая мать свободно выпуститсвоего ребенка гулять в этот «свободный» (и защищенный) мир, оказывающийся, по факту, мирком.

И в то же самое время, ни одна разумная мать не выпустит без присмотра свое чадо за забор.

Возвращаемся к японцам.

Смысл в том, что «свободное» воспитание там предполагает ограниченное правилами существование в определенном пространстве социальных установок общества, отработанных столетиями. 

Иначе говоря, мать разрешает ребенку расти самостоятельно, будучи абсолютно уверенной, что общество его «причешет» точно так же, как раньше её саму. 

У немцев ту же функцию выполняет «орднунг» (плюс «дети-кухня-церковь»).

В Японии это принадлежность к корпорации.

В Англии веками выработанные правила «настоящего» джентльмена. 

Из другой аналогии «свободная» любовь так же далека от возможной свободы любить, как свобода выбора средства передвижения из пункта А в пункт Б – кеды, или ковер-самолет. 

Каждый, или почти каждый, за время жизни отвечает себе (и не только) на одни и те же вопросы, осваивает одни и те же темы, переживает одни и те же периоды.

И некоторым везет к концу жизни свод основных ответов. Даже сформулировать нечто новое, оригинальное, не известное до того. Особо выдающимся доводится стать первооткрывателями для всего человечества.

И это вовсе не значит, что обычная крестьянка, обыватель не в состоянии открыть нечто новое, создать новое. Например, воспитать детей.