В 2002 году на территории Нижегородского Кремля шли археологические изыскания. Во дворе второго корпуса, в котором расположена Нижегородская филармония и областное Законодательное собрание, планировали строить новое здание Казначейства. Была холодная зима, и на месте раскопа стояли большие армейские палатки с тепловыми пушками, чтобы размораживать мерзлый грунт. Археологи из Нижегородского университета вскрывали культурные слои, вели описание, очищали находки, словом, делали обычную работу, когда на раскоп заглянул их товарищ, специалист по периоду Великой отечественной войны.
Он обратил внимание, что на всех канализационных люках колодцев, которые попали в участок работ, крышки круглые, а на одном – квадратная. Освобожденные верхушки колодцев слегка торчали из земли, но стенки их снаружи никто-не откапывал, просто не было необходимости.
Гость внимательно осмотрел странный люк, подергал за крышку и сказал: «Это не колодец, это башня танка!». Удивленный народ собрался около железки, об которую все запинались уже месяц подряд. Артефакт раскопали и убедились, что их товарищ прав, перед ними была небольшая пулеметная башня.
Вместо шаровой установки под пулемет ДТ зияло круглое отверстие, рядом были прямоугольные смотровые щели. Коррозия не очень повредила броню, и военный реликт оказался в хорошем состоянии. Надежды на то, что под башней окажется корпус танка, к сожалению, сразу развеялись, когда находку освободили из земли. Раньше она закрывала подобие колодца, а потом ее завалили землей. «Т-26 раннего в выпуска, двухбашенный», - определил герой нашего рассказа. Башню отчистили, но установить ее происхождение не удалось, на броне не нашлось клейма или номера. По слухам она и сейчас находится в подвале одного из корпусов Нижегородского университета.
Не странно ли, что на глубине культурного слоя времен Екатерины Великой, в центре Кремля тылового города Горького обнаружилась башня советского танка начала тридцатых годов? Как она вообще могла тут оказаться, и где ее родной танк?? Точного ответа нет, но разумное предположение имеется. Второй корпус Кремля, в конце 19-го века занимал Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. В этом доме, кстати, в 1887 году родился и жил потом известный на весь мир авиатор Петр Николаевич Нестеров, автор мертвой петли.
В 1918 году в уже привыкшем к своему назначению здании поместились 2-я нижегородская пехотная школа командного состава РККА. С марта 1932 года школа меняет профиль и преобразовывается в Нижегородскую бронетанковую школу им. И. В. Сталина. Среди первых выпущенных курсантов было много известных военных, например, герой Советского Союза, маршал и министр обороны СССР Сергей Соколов. Школа меняла дислокацию, преобразовывалась в училище, и в 1938 году окончательно переместилась в Харьков. Наверное, башня была забытым учебным пособием, а может быть для курсантов это был тренажер на школьном дворе, сказать невозможно. Но вот привести некоторые факты о танке Т-26, самом многочисленном танке Красной (а, заодно, и финской) армии на начало ВОВ, можно и интересно.
В 1930 году закупочная комиссия под руководством начальника Управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Халепского (сын портного из Минусинска, 37 лет, образование – Высшие курсы при Военной академии РККА, арестован 1937 г., расстрелян в 1938 г., участник заговора) и начальника инженерно-конструкторского бюро РККА по танкам Семена Гинзбурга (сын печатника из Луганска, 30 лет, образование Артиллерийская академия РККА, разжалован приказом Сталина, погиб на фронте в 1943 г.), купила в Великобритании 15 танков Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-тонный») и лицензию на их производство. Хотели купить один, но англичане не согласились. На продажу вставлялись два варианта: с двумя пулеметными башнями или с одной большой, где была пушка и пулемет. Хотели купить второй, но не хватило денег, вернее, показалось слишком дорого. Этот стальной англичанин и стал прообразом Т-26.
Гинзбург победил, если так можно выразиться, начальника Главного КБ Орудийно-арсенального треста Сергея Шукалова (сын рабочего, 47 лет, попал в ГУЛАГ в 1938-м на 8 лет, шпион, сгинул в лагерях, место и дата смерти неизвестны). Сергей работал на заводе «Красное Сормово» над первым советским танком «Борец за свободу тов. Ленин». Он - создатель самого массового и единственного отечественного в Красной армии на начало 30-х годов танка Т-18, или МС-1. Шукалов продвигал собственную разработку Т-19 - глубокую модернизацию Т-18. Но Семен доказал, что иномарка лучше, и был по существу вопроса прав. Чашу весов склонило донесение разведки, что поляки тоже покупают лицензию на Vickers Mk E, да еще и 300 готовых танков. (Мы тогда оглядывались на Польшу!), и руководство страны склонилось в пользу Т-26.
В 1932 году начались непосредственные работы над однобашенным Т-26 с пушкой и спаренным пулеметом. Гинзбург предлагал коническую башню, но оказалось, что из броневых листов не получается согнуть конус! При выборе сварной или клепаной конструкции башни, выбрали клепаную, потому что броню не получалось варить! У 45-мм танковой пушки 20-К плохо работала автоматика, летом задержка в стрельбе составляла 30% от выстрелов, а зимой доходила до 100%! И все же, пробившись через все тернии, к началу 1934 года однобашенные танки стали выпускать. Танк много раз модернизировался и производился до лета 1941 года, на его базе строились специальные танки и тягачи. Всего построили около 10000 танков (данные разнятся) из которых чуть более 1600 были первых серий с двумя башнями.
Еще в 1936 году Гинзбург сделал Тухачевскому доклад о том, что Т-26 устарел, но маршал не послушал конструктора, и мнение профессионала проигнорировали. После расстрела Тухачевского в 1938 -ом Семен попробовал доложить еще раз, уже с большим успехом. Но руководство, хоть и признало правоту ддокладчика, все же опасалось перехода на новый уровень, поэтому бюро Гинзбурга занималось и глубокой модернизаций старого, и созданием нового танка. В конце концов на замену Т-26 был запроектирован и принят на вооружение отличный легкий танк Т-50, но массовому выпуску его помешала война, поскольку ресурсы вынужденно были брошены на Т-34.
Из модификаций Т-26 самой инновационной был «телетанк». Боевая единица состояла из радиоуправляемого танка ТТ-26 без экипажа с огнеметом и сбрасываемой миной, и танка управления ТУ-26, который не сильно отличался от обычного, только имел оборудование оператора для первого танка. Это чудо техники использовалась для борьбы с ДОТами в Финскую войну, причем зафиксировано два успешных подрыва укреплений, а к началу ВОВ у Красной армии было два батальона телетанков.
Оглядываясь на те времена, поражаешься, как советские инженеры, через неграмотность и чудовищные репрессии, через немыслимые трудности победили и создали высокоразвитую в техническом плане страну, где мы с Вам и живем.
статья про поющий подшипник
статья про умельцев нашего завода
статья как хитрили на производстве
статья про аварию на АПЛ "Комсомолец"
про невыносимый груз и летающую кувалду
Всем добра.