За всеми событиями, которые происходят в стране и мире практически не виден один самый важный процесс, который импортирует Россия в другие страны. Несмотря на то, что самоуправление у нас еще не достигло совершенства самоуправления древней Руси (вече - высшая форма самоорганизации), основные принципы уже внедрены в других странах. Но, если законодательницей моды в одежде является Франция, то законодателем в самоуправлении является Россия.
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и – в этом качестве – составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами), элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
В большей степени изменения законодательства в сфере местного самоуправления и проходящие в России изменения касаются способа формирования органов местного самоуправления. Так и последние изменения от 29 декабря 2014 г. внесенные в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», приближают власть к народу, но не позволяют в полной мере свою власть осуществлять. Значительное влияние на развитие местного самоуправления оказал Жилищный кодекс, реально позволивший жителям осуществлять свою власть непосредственно через общие собрания и опосредованно через созданные Советы многоквартирных домов и правления ТСЖ. Таким образом, Жилищный кодекс РФ заполнил пробел, существующий в федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и наделил полномочиями такую форму непосредственного участия жителей в решение вопросов местного значения, как «собрание». К сожалению, органы местного самоуправления, считая себя единственной формой осуществления народом своей власти, фактически не позволяют развиваться формам непосредственной власти, зачастую лишая их самостоятельности и полномочий.
В настоящее время избранниками народа все больше являются ставленники бизнес-структур и буквально понимают слово «власть», примеряя ее по отношению к себе и олицетворяя себя с властью. Тем самым, препятствуют развитию первичной формы «власти» - непосредственной. Присваивая власть за счет манипулятивных выборных технологий, органы местного самоуправления совместно с бизнесом присваивают и право распоряжаться бюджетом муниципального образования. В результате органы местного самоуправления становятся неэффективными и мало результативными, так как непосредственно власть осуществляют бизнес структуры. Так же органы местного самоуправления практически не выстраивают отношения и взаимодействие с некоммерческими организациями.
С наступлением индустриальной эпохи население городов повсеместно увеличивается, так как многие жители из деревень стремятся перебраться в крупные города ради комфортабельных жилищ и более высоких зарплат. В начале XIX в. 13% жителей от общего населения Земли проживало в городах, к 2005 г. 48, 6%. В России с начала 1990-х гг. и по настоящее время доля городского населения составляет 73 %. Рост городского населения, в том числе повлекший кризис управления, рассматривается как предпосылка формирования новой модели местного самоуправления. В настоящее время, на наш взгляд, имеется два направления, в которых следует двигаться России:
1. это расселение городов
2. передача полномочий от органов местного самоуправления городских округов к районным советам, территориальному общественному самоуправлению, общественным советам, товариществам собственников жилья и советам многоквартирного дома.