Найти тему

Держать руку на духовном пульсе ребенка

Оглавление

▪️ Мы продолжаем разговор о том, как сформировать у ребенка навык молитвы. Сегодня речь пойдет о молитвенной подготовке детей к Таинству Причащения.

▪️ Понемногу, но обязательно

▪️В традиции Русской Православной Церкви детей до семи лет причащают без исповеди, поста и молитвенной подготовки. Считается, что до этого возраста у ребенка нет критического мышления, без которого невозможно покаяние, а ограничения в скоромной пище могут негативно сказаться на физическом развитии. Однако наши собеседники считают, что совсем без молитвы оставлять дошкольника не стоит. Приучать детей к правилу перед Причащением нужно понемногу с самых ранних лет. Если такого постепенного формирования молитвенного навыка не будет, в школьном возрасте побудить ребенка молиться будет очень трудно.
▪️В традиции Русской Православной Церкви детей до семи лет причащают без исповеди, поста и молитвенной подготовки. Считается, что до этого возраста у ребенка нет критического мышления, без которого невозможно покаяние, а ограничения в скоромной пище могут негативно сказаться на физическом развитии. Однако наши собеседники считают, что совсем без молитвы оставлять дошкольника не стоит. Приучать детей к правилу перед Причащением нужно понемногу с самых ранних лет. Если такого постепенного формирования молитвенного навыка не будет, в школьном возрасте побудить ребенка молиться будет очень трудно.

▫️ Часто прихожане спрашивают, с какого возраста нужно учить ребенка молиться, — говорит священник Дионисий Каменщиков, настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади г. Саратова. — Я считаю, что с колыбели. Сначала мы молимся над ребенком, потом вместе с ним, потом он начинает молиться сам, а однажды наступит время, когда он, уже взрослый, будет молиться над нами — немощными стариками. Помню, когда родилась наша вторая дочка, первые месяцы были очень трудными. Ее часто мучили колики, и единственный вариант подготовиться к Причастию у меня был такой: кладешь младенца на руку, во вторую руку — молитвослов, и вот так молишься. И знаете, когда ты измучен бессонными ночами, такая молитва очень утешает. А ребенок привыкает к этим словам, они становятся ему родными, знакомыми.

▫️ По словам священника Александра Станотина, клирика Свято-Троицкого собора Саратова, уже лет с четырех-пяти можно читать ребенку вслух некоторые молитвы из последования ко Святому Причащению.

▫️ Мне кажется, это неправильно, когда родители утром поднимают свое чадо и говорят ему: сегодня будешь причащаться. И ведут в храм без какой-либо предварительной беседы. Нужно за пару дней уже начинать готовить ребенка к этому событию. Участие в главном церковном таинстве не должно быть чем-то обыденным — этот день должен отличаться от других, быть значимым. И, конечно, помогают настроить ребенка на правильный лад в том числе молитвы. В детских молитвословах обычно есть несколько молитв перед Причастием, вот их и можно прочитать. Сначала одну, через какое-то время — две… Родителям нужно учитывать способность ребенка к восприятию новой информации, его темперамент; если малыш очень подвижный и ему трудно устоять на одном месте дольше минуты, не стоит принуждать его стоять смирно и слушать. Пусть лучше будет прочитана всего одна молитва, но в доброжелательной атмосфере. Однако обращение к Богу перед Причастием должно быть обязательно.

▪️ Не бояться усилий

▪️ По словам наших собеседников, у современных родителей наблюдаются два перекоса в воспитании у детей молитвенного навыка: они либо нагружают своих чад непосильным для их возраста правилом, либо вообще не предлагают молиться.
▪️ По словам наших собеседников, у современных родителей наблюдаются два перекоса в воспитании у детей молитвенного навыка: они либо нагружают своих чад непосильным для их возраста правилом, либо вообще не предлагают молиться.

▫️ Причем второе наблюдается гораздо чаще, — поясняет отец Дионисий. — Родители склонны жалеть ребенка, он же так устает в школе, у него столько занятий, куда же ему еще молиться! Пусть отдохнет. Мне кажется, такая духовная расслабленность детям на пользу не идет.

▫️ Да, молитва требует усилий, но нас же не смущает, что дети испытывают довольно серьезное напряжение, скажем, на тренировках, если занимаются в спортивной секции? Так почему же в молитвенном делании мы предпочитаем оставлять их в младенческом состоянии?

▫️ Пастыри говорят, что если грамотно выстроить молитвенную подготовку, год от года понемногу увеличивая объем правила, то к четырнадцати-пятнадцати годам подростки вполне могут готовиться к Причастию, прочитывая полностью каноны и последование ко Причащению. Если же такой постепенной подготовки не было, им просто будет не по силам освоить такой молитвенный объем. Да и желания не будет. Зачем? Ведь раньше он ходил причащаться, не прилагая к этому никаких усилий.

▫️ Молитвенная подготовка к Причастию — довольно серьезный труд, учитывая современные нагрузки в школе: даже старшеклассникам трудно весь объем прочитать за один раз. Поэтому пастыри рекомендуют разделять правило на части и прочитывать за несколько дней.

▫️ Дети быстро растут, — говорит отец Дионисий. — Мы порой не успеваем отследить момент, когда они становятся способны на большее в церковной жизни. Но на то мы и родители, чтобы быть внимательными к духовному развитию ребенка. Руку на его духовный пульс положить и следить, как он себя чувствует, готов ли перейти на новый уровень. Не нужно загонять ребенка в какие-то шаблоны, все дети разные, и для каждого своя мера молитвенных усилий будет адекватна, но главное, чтобы эти усилия были, не нужно ограждать от них.

▪️ Не «вкусняшки», а «небесный хлеб»

▪️ Очень важный момент, который зачастую упускают родители, с младенчества приносящие своих чад в храм на Причастие, — это объяснение ребенку смысла происходящего. Дети привыкают к таинству и уже не задают вопросов, поэтому порой бывает так, что спрашивает священник юного исповедника, что такое Причастие, — а тот лишь плечами пожимает. Ну и, конечно, не допустимы такие «объяснения» таинства, как «там тебе вкусняшку дадут».
▪️ Очень важный момент, который зачастую упускают родители, с младенчества приносящие своих чад в храм на Причастие, — это объяснение ребенку смысла происходящего. Дети привыкают к таинству и уже не задают вопросов, поэтому порой бывает так, что спрашивает священник юного исповедника, что такое Причастие, — а тот лишь плечами пожимает. Ну и, конечно, не допустимы такие «объяснения» таинства, как «там тебе вкусняшку дадут».

▫️ Пока ребенок мал и не способен вместить, что в Таинстве Причащения мы соединяемся с Самим Хрис­том, можно сказать, что это «святой хлеб», «небесный хлеб», «Святые Дары», — говорит отец Александр Станотин. — А лет с семи уже можно рассказывать о том, что это таинство установил Сам Господь, что это Он заповедовал нам принимать Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Как именно хлеб и вино становятся Телом и Кровью, мы не знаем, это тайна, но Господь велел нам поступать так, и мы как Его ученики это установление выполняем.

▫️ Дети могут задать вопрос: а зачем нам вообще причащаться? И вот тут от родителей требуются мужество и честность. По словам моих собеседников, взрослые часто допускают ошибку, говоря ребенку, что причащаться нужно, «чтобы стало хорошо», «чтобы выздороветь» или «чтобы лучше учиться». Это заведомая неправда. Причащаться нужно для того, чтобы соединиться с Богом, приблизиться к Нему, чтобы с помощью Божест­венной благодати становиться лучше, чтобы иметь силы творить дела веры и по-христиански совершать жизненный выбор.

▫️ С ребенком нужно быть честным, — поясняет отец Дионисий. — Участие в таинствах, в целом церковная жизнь не являются залогом обретения земных благ, не гарантируют благополучия, здоровья. И если мы будем рисовать своим детям радужную картину земного бытия верующего человека, столкнувшись с трудностями, которые неизбежны в жизни каждого из нас, они испытают боль, недоумение, разочарование. Такие ложные установки часто приводят к протесту против веры, разрыву той связи с Церковью, которую родители, казалось, старались только укрепить. В истории христианства немало примеров, когда человек, обретая Христа, лишался всего земного, но обретал главное, величайшее сокровище. Я думаю, нужно ребенка с этими примерами познакомить. Кроме того, отвечая на вопрос о причащении, можно провести аналогию с отношениями ребенка и отца. Если сын или дочь совершили плохой поступок и огорчили отца, они как бы отдаляются друг от друга. А когда происходит раскаяние и примирение, это для ребенка огромное облегчение. Так и у человека с Богом. Мы исповедуемся, чтобы попросить у Бога прощения за свои проступки, а причащаясь, воссоединяемся с Ним. Как для чада состояние пребывания с родителями в мире — это полнота счастья, так и для христианина состояние соединения с Богом — это полнота бытия, высшее блаженство.

🗞️ Газета «Православная вера» № 05 (649)

✒️ Ольга Протасова