Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. Музей истории села Аскат

Свежим утром по Аскату

Бродит Солнце босиком.

По тесовым старым скатам,

Вниз по речке кувырком.

На поленнице попляшет,

Поиграет с родником,

На поляне важно ляжет,

Пробежится сосняком.

Тозыякова А.А.

В предпоследнюю субботу апреля мы в очередной раз приехали в село Аскат, что в Чемальском районе. Здесь в спортивной секции у Антона Сергеевича занимается наш сын Ярослав. Всю зиму я вглядывалась в новую вывеску, что красуется на стенах сельского старого клуба: «Музей истории села Аскат». Я мечтала о скорейшем наступлении весны, когда откроются для посетителей двери храма истории. Припарковавшись у клуба и проводив первоклашек на тренировку, я набрала номер телефона Нины Антоновны Красавиной – хозяйки музея и на мое предложение встретиться, Нина Антоновна сказала: «Жди, сейчас буду». Я вышла из машины на сельскую дорогу и, вглядываясь в дорожную даль, ожидала Нину Антоновну. Она вскоре появилась и с улыбкой на лице стала рассказывать свою историю создания Аскатского музея.

-2

«Все началось с 2009 года. Я в тот год начала по Аскату ходить и собирать предметы старины глубокой и не очень. Все, думая о том, что люди могут уйти, а ведь, многие уже и ушли, и надо успеть историю села сохранить для наших детей и внуков. Я собирала фотографии старожилов Аската, которые здесь жили в 20 веке. С этого моего желания «все запечатлеть» - музей и начинался. Сначала все это я собирала дома. Собранные артефакты и папки с материалами лежали у меня на веранде, так как домик у меня маленький. И первые экскурсии я проводила дома. А в феврале прошлого 2017 года заведующая клубом мне сообщила, что под музей дают две комнаты медицинского сельского пункта. Я так обрадовалась, что всю ночь не спала. А утром я примчалась в клуб и скорее давай мыть стены, потолки, полы. Между первой и второй комнатками есть печка, но она не рабочая, поэтому ее пришлось сделать экспонатом музея.

Одна из интересных семей нашего села – семья Суразаковых. О них у меня большой материал представлен, его мне передала Нина Владимировна Суразакова. Из собранного ею материала следует, что их предок – Сабашкин Аднай Чолдыянович, который проживал в этой местности с 1774 по 1780 год, лет так за 90 до официального признания поселка Аскат. А его внук – Сабашкин Степан жил в Аскате на коновязи, где сейчас расположена цифровая телевизионная установка. Семья Суразаковых очень интересная. У меня о них создан целый стенд…»

-3

Я долго разглядывала старые фотографии членов семьи на стендах.

Суразаков Андрей Иванович (1888 – 1934 гг.) родился в селе Верхний Чепош. В 1911 году открыл первую советскую школу в селе Теньга Онгудайского района. В 1924 году организовал пионерский отряд в Теньге. Являлся составителем учебника по алтайскому языку. В 1932 году он назначен директором Чаган-узунской школы вместо погибшего брата. У Андрея Ивановича часто ночевали гости: В.Н. Никофоров – инструктор Алтайского потребсоюза, А.В. Анохин, Председатель облисполкома И.С. Алагызов, председатель Онгудайского оймакисплкома А.С. Алагызов.

Сабашкин Алексей Макарович (1898 – 1935 гг.) родился в селе Агайра Шебалинского района. Сельский священник обучил его грамоте. В селе Мыюта он получил начальное образование в церковно-приходской школе. Окончил Катехизаторское училище в Бийске. С 1915 года учился в Санкт-Петербургской Духовной Акаденмии. Член РКП (б) с 1924 года. В 1928 году окончил Коммунистический университет трудящихся Востока. Алексей Макарович был первым редактором газеты «Кызыл Ойрот», делегатом 1 Всесоюзного Тюркологического съезда в Баку в 1926 году. Покончил с собой во время ареста после рассмотрения его персонального дела на заседании бюро обкома партии. Алексей Макарович боролся за сохранение национальной культуры, языка и быта, за обновление и развитие в области экономики, искусства и науки.

Суразаков Сазон Самойлович (1925 – 1980 гг.) – первый алтайский доктор филологических наук, профессор, алтайский фольклорист, писатель и литературовед. Родился в с. Сайдыс Майминского района. Он был 15 ребенком в семье, но многие дети умерли в младенчестве, окончив 5 классов Сайдысской школы, поступил а Горно-Алтайское педучилище, окончил Бийский учительский институт. В 1941 году в Ойрот Туру эвакуировали Московский пединститут им. К. Либкнехта. Сахон Самойлович становится студентом отделения алтайского и русского языков для национальных школ области. С 1946 по 1949 год учился в аспирантуре Московского государственного пединститута. Был первым директором Горно-алтайского научно-исследовательского института истории языка и литературы. В 1950 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Алтайский героический эпос». До самых последних дней проработал в Горно-алтайском педагогическом институте.

-4

Суразакова Нина Васильевна родилась в селе Чепош в 1929 году. Окончила педучилище, а Ойрот-Туре. В Молодости Нина Владимировна комсомольский работник, фотокорреспондент газеты «Звезда Алтая», «Восточно-сибирская правда». Делегат 1 Всесоюзного съезда корреспондентов газеты «Комсомольская Правда» В 1956 году. Педагогический стаж – 46 лет. Участвует в работе Горно-Алтайского Совета репрессированных. Пишет статьи в альманахи, сборники, участвует конференциях, публикуется в республиканских газетах.

Борис Суразаков родился в 1950 году в селе Эликманар. В 1977 году он окончил Новоалтайское художественное училище. Альпинист. Член Союза художников России с 1993 года. В 1993 году Борис Суразаков поселился в селе Аскат. В 1970 – 1990 -ые годы художник принимал активное участие в краевых и областных выставках. В 1980 г. прошла выставка молодых художников в горно-Алтайском драмтеатре. В 1990 г. он принял участие в выставке города Новокузнецка. В 1991 году прошла его персональная выставка в Красноярске, где были выставленные его работы: «Заводь», «Аскатский мост». В 1998 году в Новосибирске прошла еще одна его персональная выставка. В этом же году в Красноярске проходила выставка «Сибирь – 8», где была отмечена его работа «Ущелье Кара-Таш». В Москве в выставочном зале «манеж» проходила выставка «Россия – 9», где многие известные художники поздравляли его с успехом. В 2000 году в Союзе Художников Республики Алтай прошла его очередная персональная выставка посвященная его 50-летию. На выставке было представлено более 40 работ. В 2007 году его персональная выставка прошла в музее Н.К. Рериха в г. Новосибирске. Сегодня работы художника находятся в частных коллекциях по всему миру.

-5

Нина Антоновна перешла к следующему далее стенду, где помещена иллюстрированная информация о знаменитых на Алтае личностях века минувшего, имеющих прямое отношение к Аскату.

Павел Кучияк, по словам Нины Антоновны, имел к Аскату непосредственное отношение. «В Аскате Павел работал экскурсоводом. На него даже был приказ, где сказано: «С 22 июля сего года зачислить в качестве экскурсовода т. Кучияк П. с окладом в месяц 300 руб.».

Андрей Викторович Анохин писал в Аскате свой труд о шаманизме, где в его завершении автором так и написано: село Аскат. Григорий Иванович Гуркин в Аскате писал картины. Г.Н. Потанин каждый год приезжал в наши места, здесь он собирал местный фольклор. Часто Григорий Иванович останавливался у Григория Ивановича Гуркина в Аносе. Родственник Гуркина – Николай Яковлевич Никифоров, работавший учителем в Аносинской школе, увлекся сбором алтайского фольклора и собрал материал для выпущенного позже Г.Н. Потаниным «Аносского сборника». Большинство сказаний было записано Никофоровым от кайчи Чолтоша Коронакова. Чолтош пел свои сказания, а Никофоров записывал, переводил на русский язык. Г.Н. Потанин редактировал. Первое издание «Аносского сборника» было в 1905 году в Томске, второе – год спустя в Омске».

Интересный материал представлен далее о Аскатском Доме Туристов.

-6

С середины 30 – ых годов по октябрь-ноябрь 1941 года в поселке Аскат функционировал Дом Туристов «Аскат». Самые распространенные в те годы маршруты были многодневные конные походы через тайгу на Каракольские озера и в Артыбаш на Телецкое озеро. Дом туристов «Аскат» имел: огород, молочно-товарную ферму, кузнецу, хлебопекарню, конный двор, столовую, 2-х этажное здание Дома туристов, жилые дома для размещения туристов, контору, общежитие для работников. Численность постоянных работников была 22 человека, дополнительный персонал состоял из 18 человек. В архиве - рассказывала Нина Антоновна - есть приказы по Дому Туристов, некоторые представлены в экспозиции.

В 1941 году в здания Дома Туристов эвакуировали Детский дом из Борисполя Киевской области. Дети были в возрасте до 14 лет, после их трудоустраивали или отправляли на дальнейшую учебу. В разные годы здесь воспитывалось от 120 до 160 детей. Ни одного здания не сохранилось до сегодняшнего дня, они сгорели. Столовая бывшего Дома Туристов просуществовала до 1956 года. Она была прямо напротив восточного музейного окна. Это было красивое здание со шпилем. Выгребная яма до сих пор видна на местности. Один из приказов по Детскому Дому рассказывает о том, что в 1947 году, выдавая замуж одну из воспитательниц Детского Дома, дали ей приданое в виде телки 1947 года рождения, поросенка октябрьского пороса, 250 рублей денег, 2 пары чулок, галоши и др. В детском Доме в отдельные годы вместе с детдомовскими ребятишками учились и местные. Ранее в Аскате была начальная школа. Под нее была отведена комната сегодняшнего клуба, прямо за северной стеной музея. Здесь на стенде, посвященному Дому туристов и Детскому Дому есть инт6ересное свидетельство. Оно гласит о том, что «… Фефелову Семену дано свидетельство, что он в 1937 году окончил школу для малограмотных Дома туристов Эликманарского аймака…» В нем интересно то, что ряд указанных предметов и отметок написано с ошибками.

-7

Во время войны Герасимов Сергей Никифорович был единственным мужчиной в Аскате, не считая, директора Бориспольского Детского Дома. Ему было на момент войны 57 лет. Сергей Никифорович помогал всем селянам. На нем лежала вся тяжелая работа. У него была небольшая кузница, поэтому он и литовки отбивал и даже смастерил большую мясорубку для перекручивания картошки с целью получения крахмала, который шел на нужды фронта.

Большой стенд маленького музея посвящен местным художникам. На сегодняшний день в Аскате проживает 7 членов Союза Художников России: Агриполянский Алексей – совсем недавно его скульптурная экспозиция установлена на перевале Чике-Таман; Кузьма Исаакович Басаргин, Вячеслав Торбоков, Николай Чепоков (Таракай), Борис Суразаков, Родион Зиновьев, Наталья Сафронова. Творчеством здесь занимаются и другие талантливые художники, очень ярка из них Дарья Головань.

На стенде, посвященном старожилам села есть иллюстрированное повествование о большой даже по меркам начала двадцатого века семье Бадиных. Нина Антоновна продолжала свой рассказ.

«А началась семья Бадиных с юной кумандинской девушки, которая работала у отца Г.И. Гуркина в Улале. Уже потом, Гуркин ее удочерил, и она стала сводной сестрой Григория Ивановича – Ненила Ивановна. Часто она приезжала к Гуркину в Анос, здесь и вышла замуж за Бадина. У Ненилы Ивановны и Василия Григорьевича было 6 детей, а у ее сына Василия – одиннадцать…»

Несколько местностей в окрестностях Аската названы в честь ее жителей и под этими названиями они закрепились на века. Например, у села Аскат протекает родничок, названный в честь семьи Бадиных – Бадинский – там была их стоянка.

Название «Зудинская заводь» пошло от фамилии жителей Аската – Зудина Василия Нестеровича и его жены – Ольги Ивановны. Семья Зудиных переехала в Аскат в 1925 году. Сама заводь находится в окрестности горы Луковка. В той стороне были их покосы. В семье Зудиных было 6 детей. Сам Василий Нестерович был партизаном в гражданскую войну. Он был прямо таки цыганом – красивым, кудрявым, хорошо пел и плясал. Любил косить сено».

-8

Плотогоны – ушедшая в века профессия. В Аскате плотогонами работали Александр Николаевич Мещанкин, Тимофей Швецов, Виктор Елфимов. Бригадиром аскатских плотогонов был назначен бывший моряк – Н. Назаров. На рабочего выделялось в день по 500 гр. Хлеба и по 100 гр. овсяной крупы. Плотогоны разбирали заломы – то есть сдергивали застоявшиеся бревна в процессе молевого сплава. За лесом на весельных плыли лодках Катя Головина и Вера Швецова. Разбирая затор за затором, медленно продвигались сплавщики. Лес в послевоенные годы был очень нужен нашей стране…

Нина Антоновна рассказывала мне до тех пор, пока после окончания спортивных занятий, не забежали в музей наши мальчишки: Ярослав и его друг Тимофей. Они своим детским любопытством позабавили Нину Антоновну. Наблюдая за сценой общения наших первоклассников и хозяйки музея, я заметила яркий огонек в глазах Нины Антоновны: дети, ученики – это то, чему она посвятила всю свою жизнь, и сейчас ей очень интересно в музее общаться именно со школьниками!

-9

Мы вышли все на улицу и сделали хорошую фотографию у той самой красивой вывески, что украшает старенькое здание Аскатского клуба. Музейное дело – трудное. Оно по плечу далеко не каждому, надо обладать: знаниями, мудростью, общительностью, упорством, настойчивостью и исследовательской жилкой. А еще в этом музейном деле никак не обойтись без человеколюбия, так как оно – человеколюбие - начало всех начал!

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора.