На фоне похожих на фронтовые сводки новостей об очередных закрытиях выездных (а с 18 марта и въездных) направлений непривычным позитивом выделяется информация о статистике выездных потоков на курорты Юго-Восточной Азии из крупнейших авиационных хабов Восточной России. Согласно данным маркетинговых служб международных аэропортов Новосибирска, Красноярска, Иркутска и Владивостока, за первые два месяца этого года пассажиропоток по актуальным для сибиряков и дальневосточников направлениям пляжного отдыха вырос в каждом из городов, даже с учётом закрытого в конце января Хайнаня. В целом по четырём хабам рост пассажиропотока на курорты ЮВА в январе-феврале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составил порядка 15%.
Максимальные темпы роста на направлениях ЮВА зафиксированы в «Толмачёво» (33,5% в январе и 23,7% в феврале) и «Кневичах» (11% и 8% соответственно).
В целом показатели прироста в январе были выше февральских. Исключение составил иркутский аэропорт, где объём пассажиропотока в страны Юго-Восточной Азии в январе практически совпал с прошлогодним, а в феврале продемонстрировал рост в 5,6%. Суммарный объём выездного пассажиропотока из четырёх крупнейших городов Сибири и Дальнего Востока по актуальным туристическим направлениям стран Юго-Восточной Азии по итогам первых двух месяцев 2020 года составил порядка 166 тысяч человек.
Следует отметить, что «драйверы роста» значительно различаются по каждому из регионов. Так, во Владивостоке увеличение пассажиропотока на курорты ЮВА было обеспечено более чем двукратным (+104,9%) ростом объёма перевозок на вьетнамских направлениях, при том, что Таиланд и китайский Хайнань оказались в «красной зоне». В Красноярске, напротив, позитивную динамику по итогам первых двух месяцев года обеспечил Таиланд (+32,4%) при просевшем Вьетнаме (-18,6%) и сошедшем с дистанции Хайнане (-84,1%).
В Иркутске относительно скромный рост более массовых дестинаций: Таиланда (+3,8%) и Вьетнама (+5,3%) - нивелировал отрицательные показатели Хайнаня. Отличной от других выглядит ситуация в Новосибирске, где положительная динамика по итогам первых двух месяцев зафиксирована по всем трём курортным дестинациям, включая закрытый более месяца Хайнань. Парадокс на китайском направлении объясняется просто: объёмы перевозки на маршруте Новосибирск – Санья в январе этого года превосходили прошлогодние январские показатели на 69,4%, что оказалось достаточным для сохранения преимущества и по сумме двух месяцев.
Общий рост пассажиропотока в регион нивелировал негативный эффект от решения о закрытии Хайнаня, принятом в конце января.
Во многом это объясняется скромной долей, занимаемой направлением в общем объёме региональной перевозки. Так, в феврале 2019 года пассажиропоток на тропический остров составлял порядка 5% в общем объёме перевозок в курортные регионы Юго-Восточной Азии, выполнявшихся из четырёх крупнейших хабов восточной России. При этом по отдельным аэропортам доля китайского направления варьировалась от 2,9% (Иркутск) до 11% (Владивосток).
Однозначно назвать бенифициара от закрытия Хайнаня не возможно. Более весомым фактором, нежели перераспределение китайского пассажиропотока между курортами Таиланда и Вьетнама, в начале текущего года оказалось изменение структуры перевозки на популярные курортные направления. Их результатом в Новосибирске, Иркутске и Владивостоке стало не просто увеличение удельного веса вьетнамских курортов, но и снижение совокупной доли тайских направлений в структуре регионального пассажиропотока. При этом в Красноярске зафиксирована ровно противоположная ситуация.Структура пассажиропотока на курорты ЮВА в минувшем феврале в каждом из региональных центров имела собственную специфику. Так, в Новосибирске снижение объёмов перевозки в Бангкок привело к тому, что направление переместилось с первой позиции, занимаемой год назад, на третью в топе курортных дестинаций, уступив лидерство Камрани.
В Красноярске обратное движение с первой позиции, занимаемой в феврале 2019 года, на третью совершила Камрань, пропустившая вперёд Пхукет и У-Тапао. При этом У-Тапао в феврале в три с половиной раза увеличил долю в структуре перевозок на курорты ЮВА.
В Иркутске лидером февраля стал Пхукет, незначительно опередивший Бангкок и Камрань. Год назад топ-3 курортных направлений состоял из тех же дестинаций, расположенных в ином порядке: Бангкок, Пхукет и Камрань.
Во Владивостоке быстро растущие вьетнамские направления «подъели» не только нишу, освобождённую Хайнанем, но и выбывшего из статданных тайского Краби. В свою очередь, в структуре тайского пассажиропотока, в целом незначительно увеличившего свой сегмент в курортном трафике в страны ЮВА, также произошли изменения. К лидерам: Бангкоку и У-Тапао - вплотную приблизился Пхукет, нарастивший свой «кусок пирога» на 5,9%. Общее же лидерство в курортном турпотоке из Приморья в минувшем феврале перешло к Камрани, аккумулировавшей более четверти регионального трафика.
Дальнейшее развитие ситуации с распространением коронавируса, следствием которой становится сокращение числа доступных для отдыха россиян стран наряду с позитивными новостями, приходящими в последнее время из Китая, позволяет прогнозировать сохранение позитивного тренда на направлениях Юго-Восточной Азии. Если, конечно, в дело не вмешаются новые обстоятельства непреодолимой силы.
Вам интересны актуальные новости, аналитические обзоры и экскурсы в историю туристского рынка восточной России?
Подписывайтесь на наш канал!