А. З. ТКАЧЕВ, подполковник запаса (1985)
Довелось мне познать горечь отступления от Бреста в глубь страны. Дважды был ранен. Возвратившись в строй после второго ранения, принял под командование батальон курсантской бригады. Тогда, летом 1942 года, шли трудные бои на Кубани. В конце концов удалось остановить наступление немецких войск, дать им отпор.
А в феврале сорок третьего нас, командный состав, собрал командующий 18-й армией генерал К. Н. Леселидзе:
«Сегодня ночью,
— сообщил он,
— высаживаем десант под Новороссийск».
Разведывательный батальон морской пехоты, командование которым только что возложили на меня, погрузился на катера и — в море.
Высадились в непосредственной близости к Новороссийску. Обошлось без потерь, был только один раненый. Сразу стали рыть траншеи, пока не докопались на бросок гранаты до вражеских позиций. Тяжело было окапываться — сплошной камень. Но зато укрытия получились самые прочные.
Жарко было. День и ночь противник бросал на нас снаряды, а с рассветом начинал бомбежку. Тем не менее на плацдарм прибывали все новые подразделения. Стойкость и мужество проявили наши воины в этой жестокой битве за клочок земли, еще не зная, что ему предстоит войти в историю под именем легендарной Малой земли.
Но к этому времени у нашей армии стало много тяжелой артиллерии. Активно помогали нам летчики прославленных ИЛ-2. И с фронта, и с Малой земли были нанесены по врагу мощные удары. 16 сентября 1943 года над Новороссийском взвилось красное знамя.
И пошли наши войска вперед! Я был контужен, но все равно остался в бою.
Вскоре я принял под командование 333-й гвардейский стрелковый полк. Участвовал в освобождении многих городов Украины. Уже в Карпатах осенью 1944 года очередное ранение вывело меня из строя. На фронт больше вернуться не пришлось. Несколько утешало то, что уж теперь-то победа не за горами.