Найти тему
N + 1

Как не сойти с ума в карантине

Оглавление

На этой неделе многие люди в России ушли в карантин: им предстоит работать дома, иногда наедине со своими близкими. Настоящие профессионалы в области самоизоляции — люди, участвующие в подготовке космонавтов к длительным полетам на борту МКС. Мы поговорили с таким человеком: участница эксперимента «Луна-2015», сотрудник Института медико-биологических проблем, психолог Полина Кузнецова рассказала нам, чем заняться в условиях самоизоляции и как не перессориться со всеми домашними

Среда заела

Неважно, что делает человек в условиях изоляции, на его психику все равно будет влиять комплекс факторов. В первую очередь это сенсорная депривация и ограничение пространства. Мы приспособлены к изменениям среды по нескольку раз в день, нам привычно каждый день видеть что-то новое, чувствовать что-то новое.

Когда происходит наоборот, и среда всегда одинаковая, и пространство одно и то же, человек может начать испытывать утомление, у него повышается раздражимость, может нарушаться режим сна. Отечественные психологи называют это синдромом психической астенизации. Под этим они подразумевают комплекс симптомов: повышается раздражимость и эмоциональная лабильность, причем люди часто не понимают, почему это с ними происходит.

Они осознают, что нет событий, которые бы спровоцировали изменение настроения, негативные реакции по отношению к коллеге или партнеру, и от этого приходят в замешательство, потому что не могут понять, что с ними происходит.

В лучшем случае они догадываются, что подверглись воздействию неблагоприятной среды. В худшем — могут решить: «Раз уж я раздражен/раздражена, то, наверное, это мой партнер в чем-то неправ». За этим может последовать конфликт.

Космонавты понимают, что при возникновении конфликта во время полета они не могут вести себя так же, как на Земле. Поэтому сначала они успокаиваются, а потом приступают к решению проблемы эффективно и максимально неэмоционально.

Кроме того, в условиях изоляции могут снижаться когнитивные способности — видимо, нашему мозгу для нормальной работы требуется большее разнообразие сигналов из окружающей среды. В результате снижаются как когнитивные функции — память, внимание, мышление, так и функции контроля над взаимодействиями.

Особенно тяжелые ситуации возникают, когда человек длительное время вынужденно находится в обществе другого человека. Два человека в изоляции — это хуже, чем, например, шесть человек. Чем больше группа, тем легче — если у меня напряженные отношения с одним человеком, я могу провести время с другим. Если нас двое и у нас плохие отношения, то нам некуда деться друг от друга и мы постоянно находимся в напряжении.

В космических полетах это решается тем, что там есть возможность специально подбирать людей с учетом психологической совместимости. Сегодня в самоизоляцию попадают семьи, и это тоже своего рода отбор, но проведенный по иным критериям по сравнению с теми, по которым космонавтов отбирают в экипажи для совместного полета.

Что делать?

В условиях изоляции раздражающим фактором может стать наличие свободного времени. В ходе соответствующих наблюдений психологи пришли к выводу, что неорганизованный досуг негативно влияет на психику и последствия этого влияния проявляются ярче, чем у людей, чем-то занявших свое свободное время.

Самые крайние последствия могут наступить при одиночной изоляции при отсутствии сна — в экспериментах наблюдались нарушения вплоть до появления иллюзий, галлюцинаций, полупатологических состояний. В групповой изоляции это большая редкость, но если люди не обеспечивают себе, во-первых, продуктивную деятельность, а во-вторых, не организуют свой досуг после работы, то много свободного времени уйдет в пустоту и изоляция будет переноситься тяжелее.

Лучше всего в такой ситуации заниматься творческой деятельностью: пробовать что-то новое, готовить, играть на музыкальных инструментах, вышивать крестиком, что-то, чего раньше в жизни вы не пробовали — надо напрячь мозг, поставить перед ним какие-то непривычные задачи.

Согласно наблюдениям, те испытатели, которые в изоляции вели дневники, или даже, как ни странно, разговаривали сами с собой или с фотографиями близких, лучше справлялись с этими условиями, чем те, кто ничего этого не делал, потому что диалог — даже с воображаемым собеседником — помогает. Общение в любой форме, письменной или устной, человеку необходимо.

Людям при самоизоляции, конечно, проще, чем в изоляционных экспериментах: у них есть телефон и интернет, они могут позвонить, поговорить с друзьями и близкими, и, несомненно, людей в изоляции необходимо поддерживать, с ними надо разговаривать. Социальные потребности — это одни из основных психологических потребностей человека.

Еще одна проблема, способная провоцировать конфликты, — скученность. Людям сложно находиться в ограниченном пространстве вместе с большим количеством людей. Человеку, в зависимости от темперамента, необходимо какое-то время, какое-то персональное пространство, где можно уединиться, побыть с самим с собой.

Есть еще одна трудность: дома сложно создать рабочую атмосферу. Если ты пытаешься работать в среде, где привык отдыхать, то приходится себя перебарывать и останавливать. Если мне необходимо сосредоточиться и работать, придется придумывать какие-то приемы, чтобы как-то побороть прокрастинацию.

Лично я с радостью готова пойти на изоляционный эксперимент на несколько месяцев, но сидеть две недели дома — это не так приятно и не так хочется. Потому что в эксперименте я знаю, что делаю полезное дело, необходимое науке. Там не надо напрягать волю — есть режим, есть люди, которые помогут с работой. А в самоизоляции людям уже через некоторое время, вероятно, сложно будет помнить о том, что это необходимо ради сохранения своего здоровья и жизни других людей, живущих с ними в одном городе.

Но и дома можно провести время с пользой — попробовать что-то новое или поставить на себе эксперимент: например, вести дневник и записывать, как меняется настроение, что мешает, что помогает, как влияет общение. Что произойдет, если на день отключить интернет. Хорошее время, чтобы поэкспериментировать и лучше узнать себя.