В Париже начала действовать первая служба общественного транспорта.
В истоке первого общественного транспорта в мире обнаруживается знаменитый ученый Блез Паскаль. Именно он поделился с герцогом де Роанне идеей создать в Париже способ передвижения, доступный народу. Многоместные кареты для публики заинтересовали герцога, и он создал акционерное общество. И по Парижу времен короля-солнце Людовика XIV побежали первые... Нет. Не омнибусы! Слово для многоместных карет придумали куда позже, но тоже во Франции.
18 марта 1662 года в Париже появился первый общественный транспорт. Эти первые транспортные средства имели восемь сидячих мест и курсировали по определенному маршруту, в определенные часы, даже если они не были заполнены пассажирами. Эта восьмиместная карета, свое привычное название "омнибус", что означало - "для всех", она приобрела лишь в начале XIX века.
Парижский омнибус. 1828 год
Рассказывают, что мсье Этьен Бюро организовал перевозку служащих своего дедушки между конторой судоходной компании и таможней. Служащих сажали в карету на торговой площади Нанта напротив шляпного магазина некоего господина Омнэ. Желая привлечь покупателей, оборотистый господин обыграл свою фамилию на вывеске: "Omnes Omnibus", то есть в переводе с латыни "Все - для всех". Дедушкины служащие подхватили игру, и в оборот вошло выражение "пойти на омнибус".
Карета ездила на конной тяге. Предназначалась в основном "для лиц, не имеющих возможностей пользоваться паланкином или каретой".
Первая в мире фотография омнибуса, сделанная в начале 1840-х годов.
Вскоре после этого власти, поразмыслив, запретили ездить в омнибусах людям низкого звания. По этой причине этот транспорт начал тихо увядать, лишившись основной массы пассажиров. И лишь в начале 19 века омнибус вновь появится в Европе.
Омнибус комбинировал функции извозчика и дилижанса: как извозчик, омнибус перевозил пассажиров в городе; как дилижанс, омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров на дальние расстояния.
Однако монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах 19 века в городах появились первые конки. Тем не менее, к примеру, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.
"Обнимусь" - так бойкий питерский народец, намекая на тесноту в транспорте, называл омнибус. "Линейка или иного рода большая повозка, для общей, попутной езды в городе; что дилижанс для езды почтовой; можно бы назвать: общинка, сидейка, попутница" - объясняет Владимир Даль.
В настоящее время в ряде европейских городов омнибусы выполняют функцию транспорта для туристов. А в городе Санта-Клара на Кубе омнибусы до сих пор используются как городской транспорт.
В результате вооруженного восстания парижан и свержения буржуазного правительства была провозглашена Парижская Коммуна.
Возникновение Парижской Коммуны было закономерным историческим явлением. Причина - глубокие социальные противоречия внутри французского общества, которые резко обострились в результате поражения Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов.
В феврале было сформировано правительство ставленника крупной буржуазии Тьера, которое приняло тяжелые и унизительные для Франции условия договора о мире. Ответом революционных сил было создание Республиканской федерации Национальной гвардии, которую возглавил Центральный Комитет.
Далее, в ночь на 18 марта, последовала попытка правительства Тьера обезоружить пролетарские районы столицы и арестовать членов ЦК Национальной гвардии, которая провалилась. Правительство в панике бежало из Парижа в Версаль. Национальная гвардия заняла казармы, типографию, ратушу, над которой взвилось красное знамя.
26 марта состоялись выборы в Совет Коммуны Парижа. Первое заседание Совета прошло 28 марта 1871 года под председательством Прудона Белэ. А на следующий день новый муниципалитет был официально переименован в "Парижскую коммуну".
С 1872 года по решению генерального совета Первого Интернационала в честь первой успешной попытки рабочих захватить политическую власть 18 марта стал отмечаться как День Парижской Коммуны.