Найти тему

Екатерининский парк. Фонтан "Девушка с кувшином" в ответе Анны Александру.

Оглавление

На вопрос "Что более всего наполняет пейзажный парк поэтическими видами?" ответ один - их водоемы: пруды, каналы, и, разумеется" - фонтаны.

Пруд на пути Виттоловского канала, 2019 г.
Пруд на пути Виттоловского канала, 2019 г.
Пруд Крестового канала Александровского парка
Пруд Крестового канала Александровского парка
Один из Верхних прудов Екатерининского парка
Один из Верхних прудов Екатерининского парка
Пример каскадов на территории холмистого  пейзажного парка.
Пример каскадов на территории холмистого пейзажного парка.

Что касается фонтанов в Екатерининском парке, то их всего два и оба не в традициях Петергофа. Об одном из них этот сюжет.

Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином» , из которого струится ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Этот ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя.

Люди в этой местности селились задолго до основания Царского Села и первая владелица Царского Села - Екатерина I, уделяла роднику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах.

Так было до 1810 года, когда пред очи Александра Первого ни предстал приглашенный из Испании известный инженер-механик и гидравлик Августин Бетанкур.

А. Бетанкур -  один из организаторов транспортной системы Российской империи.
А. Бетанкур - один из организаторов транспортной системы Российской империи.

Император предлагает механику устроить на ослабевающем источнике фонтан, т.е. решать гидравлическую часть проблемы. Пока Александр приглядывался к специалисту, тот успешно справился с первым заданием.

Художественная часть идеи была поручена скульптору Павелу Петровичу Соколову, который в 1816-1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином.

Фото: spbhi.ru
Фото: spbhi.ru

Официально считалось, что мотивом скульптурной композиции послужила басня Лафонтена "Молочница" о юной французской крестьянке, откуда и пошло название фонтана.

Этот незатейливый сюжет Павел Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I.

-7

В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, о полосе безразличия к ней со стороны венценосного супруга. П. Соколов искренне ей сочувствовал.

Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой.

-8

Вот как описывал ее облик современник: "Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна...".

Так в роду Романовых появилась первая красавица.
Так в роду Романовых появилась первая красавица.

Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.

Проходит еще 14 лет после открытия фонтана и А.С.Пушкин - счастливый муж юной Н.Н.Гончаровой снимает в ЦС дачу у вдовы Китаевой и впервые увидев эту скульптуру, пишет:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Здесь поэт фактически пересказывает сюжет басни Лафонтена. Мы не сразу замечаем того, что у поэта не кувшин, а урна, не молоко, а вода... Что нам с того? А то, что поэт позволил себе очень чувственное окончание "Дева, над вечной струей, вечно печально сидит." Казалось бы.

Однако на это с чувством ревности в 1916 году отвечает гениальная Анна Ахматова:

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной.

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю. благодаря чему фонтан смог успешно пережить оккупацию. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Фактический материал частично из : https://rg.ru/2016/06/02/kak-deva-s-kuvshinom-stala-geroinej-otechestvennoj-poezii.html