На вопрос "Что более всего наполняет пейзажный парк поэтическими видами?" ответ один - их водоемы: пруды, каналы, и, разумеется" - фонтаны.
Что касается фонтанов в Екатерининском парке, то их всего два и оба не в традициях Петергофа. Об одном из них этот сюжет.
Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином» , из которого струится ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Этот ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя.
Люди в этой местности селились задолго до основания Царского Села и первая владелица Царского Села - Екатерина I, уделяла роднику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах.
Так было до 1810 года, когда пред очи Александра Первого ни предстал приглашенный из Испании известный инженер-механик и гидравлик Августин Бетанкур.
Император предлагает механику устроить на ослабевающем источнике фонтан, т.е. решать гидравлическую часть проблемы. Пока Александр приглядывался к специалисту, тот успешно справился с первым заданием.
Художественная часть идеи была поручена скульптору Павелу Петровичу Соколову, который в 1816-1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином.
Официально считалось, что мотивом скульптурной композиции послужила басня Лафонтена "Молочница" о юной французской крестьянке, откуда и пошло название фонтана.
Этот незатейливый сюжет Павел Соколов совершенно переосмыслил, отказавшись от всякого комизма, придав фигуре и лицу бронзовой девушки глубокую печаль и явное сходство с Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I.
В ту пору многие знали, как скорбит императрица о своих безвременно ушедших дочерях, о полосе безразличия к ней со стороны венценосного супруга. П. Соколов искренне ей сочувствовал.
Елизавета Алексеевна отличалась утонченной красотой.
Вот как описывал ее облик современник: "Трудно передать всю прелесть Императрицы: черты лица её чрезвычайно тонки и правильны: греческий профиль, большие голубые глаза и прелестнейшие белокурые волосы. Фигура её изящна...".
Возможно, Елизавета Алексеевна присутствовала на открытии фонтана 16 июня 1816 года.
Проходит еще 14 лет после открытия фонтана и А.С.Пушкин - счастливый муж юной Н.Н.Гончаровой снимает в ЦС дачу у вдовы Китаевой и впервые увидев эту скульптуру, пишет:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Здесь поэт фактически пересказывает сюжет басни Лафонтена. Мы не сразу замечаем того, что у поэта не кувшин, а урна, не молоко, а вода... Что нам с того? А то, что поэт позволил себе очень чувственное окончание "Дева, над вечной струей, вечно печально сидит." Казалось бы.
Однако на это с чувством ревности в 1916 году отвечает гениальная Анна Ахматова:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю. благодаря чему фонтан смог успешно пережить оккупацию. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.
Фактический материал частично из : https://rg.ru/2016/06/02/kak-deva-s-kuvshinom-stala-geroinej-otechestvennoj-poezii.html