Еще недавно моя профессия приносила мне неплохой доход и возможность заниматься любимым делом из любой точки Планеты. Было много планов на будущее, новый сезон предвещал был продуктивным. Я мечтала побывать в Танзании, добраться до Южного Сулавеси в Индонезии, осуществить давнюю мечту пройти под парусами Крузенштерна...
Мечты мечтами, конечно... Но коронавирус, надо отдать ему должное, внес свои коррективы. Туризм, конечно же, пострадал больше всех других сфер деятельности вместе взятых, и вряд ли сейчас для кого-то выглядит привлекательно. Ведь удаленно решить все те проблемы, которые за последние дни возникают каждые 15 минут, просто невозможно...
Как мы, турагенты, живем сейчас? Что делать, если вы оказались в ситуации, когда ваш тур не состоится. Кто и когда вернет вам ваши деньги? Какие варианты есть?
Итак, немного хроники:
Декабрь 2019 - старт активных бронирований по акциям Раннего бронирования. Отличные цены, огромный выбор направлений и отелей.
Адекватные условия оплат - у одного из Туроператоров даже можно внести первоначальный платеж в размере 3000 рублей! Ликуют все -
агенты в предвкушении отличного сезона, туристы отмечают, что цены практически не изменились, по сравнению с прошлым годом! Одно из условий сохранения таких цен - полная оплата до конца марта.
Январь 2020 - "Раннее бронирование" продолжается, цены на отдых в Китае на тропическом острове Хайнань бьют все рекорды - 40-60 тысяч рублей на неделю за двоих, и даже "горящие" туры до 30 тысяч рублей! Недельный зимний отдых в Турции в отелях категории 5* обходится дешевле 3 дней пансионата в Подмосковье.
В турагентских группах в соцсетях обычные вопросы по оформлению виз, отзывах по отелям, обсуждения каких-то текущих вопросов, смешные истории и картинки, все как у всех...
Февраль 2020 - все с любопытством наблюдают за новостями из Китая. Это еще так далеко и масштаб происходящего не так очевиден.
Броней в разы меньше, как будто все замерли в ожидании. В турагентских группах уже обсуждаем, как резко упали продажи, что скоро туристическая выставка, что скоро все наладится...
Март 2020, первые 10 дней месяца - единичные запросы, единичные брони. В агентских группах начинаем делиться своими историями, советоваться, поддерживать друг друга.
Первые бессонные ночи. Первые отказы туристов от бронирований, первые штрафы за аннуляции.
Март 2020, вторая половина.
На редкие запросы, куда сейчас можно поехать отдохнуть безопасно остался один аргумент - только в этом месте нет злосчастного вируса!
Каждый день я жду новости, как будто вести с фронтов. Туроператоры аннулируют в одностороннем порядке туры в Италию, Чехию... "Полетная программа приостановлена до " - в списке все новые и новые страны. Вьетнам мечется между введением въездных виз, обязательным наличием масок, двухнедельным карантином и полным запретом въезда в страну..
Шри Ланка, Евросоюз- одна за другой страны закрывают свои границы.
16 марта туристы уже в аэропорту узнают, что самолет, который должен был отвезти из на отдых в Доминикану летит пустой, забирать обратно тех, кто улетел раньше.
17 марта туроператоры сообщают, что в ночь с 16 на 17 марта правительство Доминиканской республики приняло решение разрешить въезд россиянам. Заявки восстановлены и туристы снова могут отправляться в аэропорт. В ночь с 17 на 18 марта приходят новости о полном запрете въезда в страну с 19.03.2020...
16 марта наши туристы прилетают в Бахрейн, по видео связи показывают вид из номера, сам номер... 17 марта звонят уже из дома в Подмосковье. Бахрейн закрыл границы, туристы в срочном порядке отправлены обратно.
На 17 марта в ОАЭ - закрыты все заведения, экскурсионные объекты, бары, торговые центры. Полностью закрыты общественные и частные пляжи в Шардже. Закрыты бассейны и места общего пользования в отелях. Впервые в жизни я молюсь, чтобы власти страны запретили въезд туристам. Ходят слухи, что страна закроет границы 19 марта, но официальной информации нет. Ждем!
У туристов вылет 18.03, они отказываются ехать в аэропорт и требуют аннулировать бронь и вернуть деньги. Уговариваем не делать этого, поскольку по условиям Договора штраф составляет 100%! В случае, если Туроператор аннулирует сам - то деньги возвращаются в полном объеме. Ищем, у кого из коллег на этом рейсе летят туристы, чтобы держать друг друга в курсе ситуации.
У кого-то туристы едут в поезде в Москву, у кого-то тоже приняли решение ждать дома, у кого-то аннулировались со штрафом...
В начале второго ночи по Москве звонок от Туроператора, что заявка аннулирована без штрафа, туристам не нужно ехать в аэропорт.
ОАЭ официально объявляет свои границы закрытыми для иностранных граждан с 19 марта.
Дальше продолжать нет смысла - все российские Туроператры принимают беспрецедентное решение - отмена ВСЕХ выездных рейсов до 20.04.2020...
Практически все страны закрыты на въезд для иностранных граждан.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Актуально как для коллег-турагентов, так и для туристов, которые так или иначе имеют отношение к этой проблеме:
📝Во-Первых: Успокойтесь
Просто смотрите внимательно на статистику, соблюдайте меры безопасности, следуйте рекомендациям, которых сейчас полно! Берегите себя и своих близких!
Вспомните!
Мы все уже проходили кризисы и в 2008, и в 2014, мы пережили трагедию в небе на Синаем, закрытием Египта для россиян, затем закрытие Турции, уход с рынка авиакомпании Трансаэро, скачки курса валют. Мы все пережили, переживем и это!
Постарайтесь ограничить просмотр провокационных каналов, попросите друзей и родственников прекратить присылать панические сообщения непонятного происхождения.
Что касается отмены бронирований, переносов сроков отдыха, аннуляций и прочее:
В целом, решение по закрытию границ - это верное решение, хоть и запоздалое и болезненное, но лучше переждать сейчас месяц-два. Лучше перенести отпуск на более поздние сроки, сохранив и здоровье и нервную систему.
Если у вас есть брони на лето, не спешите их аннулировать. Во-первых - аннуляция по инициативе Туриста влечет за собой удержание фактически понесенных расходов, согласно Договора. Во-вторых, массовые аннуляции - это верный способ загнать туроператоров в могилу. Ни одна страховая компания не найдет столько средств, чтобы покрыть все расходы, если Туроператор обанкротится. Отели подтверждают готовность принимать гостей в любое время, в отдаленном будущем, но сейчас не готовы возвращать денежные средства, которые им перечислили Туроператоры. Авиакомпании готовы переносить даты полетов. Туроператоры готовы менять даты ваших туров.
Не нужно ругаться с Турагентом и размахивать Претензиями, просто напишите заявление на возврат/перенос/депозит денежных средств, если тур был аннулирован по инициативе Туроператора. В этой статье есть информация о том, какие решения предлагает тот или иной Туроператор.
Я считаю, и не устану это повторять, что наиболее правильное решение - это Ваше решение сообщить Туроператору о намерении оставить денежные средства на Депозите для оплаты тура в дальнейшем. Тем более, что Туроператоры дают более, чем достаточный срок - до 31.12.2021 года! И более того, сохраняют стоимость в валюте тура (или в рублях по курсу на дату оплаты Вашего несостоявшегося тура).
Выдохните! Возьмите таймаут на месяц, через месяц должно что-то проясниться. Утихнет паника, люди спокойно и взвешенно отнесутся к необходимости соблюдать карантин и рекомендации. Сейчас все меняется не то что, каждый день. Каждый час поступает новая и противоречивая информация.
Мы все умрем все справимся!