В США в конце 19 века, средством связывающим континент, стали железные дороги. В Пенсильвании, в ущелье Кинзу, один из крупнейших железнодорожных мостов считался триумфом американской инженерной мысли.
Мост Кинзу прозвали восьмым чудом света, ведь эта выдающаяся конструкция появилась в разгар американской промышленной революции. Несколько лет это был самый высокий мост в мире, но и потом оставался одним из невероятных достижений инженерии. Никто не ожидал появление восьмого чуда света в северной Пенсильвании, но именно так описывали Виадук Кинзу когда он открылся в 1882 году.
Мост высотой 92, и длиной 625 метров построенный для эшелонов с углем, два года сохранял титул самого высокого в мире. В то время когда строили мост Кинзу в 80-е годы 19 века, основным материалом для подобных конструкций было сварочное железо. Оно было прочным и универсальным, строить из него было куда проще, чем из камня и кирпича.
Опорные колонны из сварочного железа, имели принципиально новую, пустотелую конструкцию, обеспечивая прочность без лишней массы. Первоначальный проект моста Кинзу из сварочного железа с длинными, тонкими, и на вид хрупкими ногами колоннами выглядел весьма обманчиво. Но было ясно что все элементы и детали моста должны принимать лишь давлением, а эту работу сварочное железо выполняет очень, и очень хорошо.
Вскоре выяснилось, что при прохождении поездов по Виадуку, возникает настолько сильная вибрация, что скорость ограничили 8-ю километрами в час. По Виадуку перевозили в основном уголь. В штатах шла промышленная революция, бизнесу и торговли требовалось все больше и больше угля. Нагрузка на мост постоянно возрастала, опорная конструкция из сварного железа испытывала все большее напряжение. Тогда было решено заменить сварочное железо сталью.
Различное содержание углерода придает железу определенные свойства. Можно получить чугун, который отличается высокой хрупкостью, с другой стороны зернистая и мягкое сварочное железо. И сталь, которая находится где-то посередине между двумя крайностями.
Железо и сталь рождаются из одного источника — железной руды. Разница в процессе получения. Сварочное железо намного примитивнее. Если рассмотреть поверхность сварочного железа под микроскопом, вы увидите грубую зернистую поверхность. Если вы попробуете согнуть его, она сломается. У стали гораздо более упорядоченная структура.Если вы попробуйте согнуть ее, она будет гнуться, гнуться очень сильно, прежде чем наконец треснет и сломается.
В 1900 году старые железные опоры были разобраны, и на их месте поставлены стальные конструкции. Когда в Канаде рухнул другой мост построенный этой же компанией, погибло 75 рабочих. Казалось что решение принято правильное, но при поспешной замене железных балок, внизу была допущена грубая ошибка.
Удивительно, но бригада всего из 40 рабочих перестроила мост, всего за 90 дней. Это получилось лишь потому, что они не стали менять анкерные болты. Они перестроили опоры сверху до низов, укрепив мост и позволив ему выдерживать перевозку намного больших грузов. Они не заменили всего один компонент, один из самых маленьких в конструкции моста — анкерные болты, которые крепили опоры к земле.
Мост Кинзу эксплуатировался 50 лет, пока местные угольные шахты не иссякли. В 1959 году, мост был продан на металлолом, но штат Пенсильвания сохранил историческую постройку превратив ее в развлечения для туристов. Это было необычным для 60-х годов, взять заброшенную железную дорогу и сделать ее интересной для туристов.
В 2003 году Виадук был закрыт на ремонт. 21 июля приближающаяся буря остановила работу, но это не была обычная буря. В 15 часов 15 минут, могучий торнадо ударил в восточный край моста Кинзу. Дувший со скоростью 150 километров в час, ветер сорвал стальные опоры с бетонного фундамента. Там стояли железные анкеры недостаточно длинные, для того чтобы удерживать новую стальную конструкцию встроенную над ними, и когда поднявшийся ветер подтянул мост к верху, накладки лопнули.
Когда железные анкерные болты от чрезмерной нагрузки лопнули, мост оказался не прикрепленным к земле. Фактически мост был подхвачен ветром, который начал его закручивать. Огромная рукотворная конструкция, почти ожила в порывах ветра.
Менее чем за одну минуту, большая часть Виадука Кинзу превратилась в груду погнутых обломков. Каким-то чудом никто не погиб, но простоявшая столько лет конструкция превратилась в руины.
Штат Пенсильвания решил не разбирать обломки моста, и оставить упавшие опоры и мостовые конструкции на месте. На уцелевшей части моста была построена смотровая площадка, с которой посетители могут наблюдать свидетельство неукротимого могущества природы.
Палец вверх если была интересна статья!
Так же вам могут быть интересны другие мои статьи:
Эстакада Козлинного каньона. Прокладка железнодорожны путей в США через ущелья.
Полигон Уайт-Сэндс. Рождение космической программы в США под руководством нацистских ученых.
Пушка Харп-технология суборбитальных запусков. Или как США в космос стреляли!