Т-35 – это тяжелый многобашенный советский танк, разработанный в 1931-1932 году. Стал первым серийным танком в СССР и выступал как символ мощи советской власти. Единственный в мире серийный танк с пятью башнями.
История создания
После Первой мировой практически все танковые державы имели на вооружение только легкие танки. Со временем мелкими сериями или единичными экземплярами стали выпускать сухопутные дредноуты – тяжелые бронированные многобашенные машины. Подобную машину было решено построить и в СССР.
Работы над Т-35 начались еще в 1929 году, когда был разработан первый экспериментальный проект подобной машины. В 1931 году изготовили опытный образец Т-35, назвав его Т-35-1. На осенних испытаниях в 1932 году танк показал неплохие результаты, но из-за ряда недостатков конструкторам предложили доработать проект, унифицировав некоторые детали с Т-28.
Вместе с доработкой Т-35-1 параллельно велась разработка Т-35А с удлиненной ходовой частью, малыми пулеметными башнями, увеличенными средними башнями и измененным корпусом. Именно Т-35А в итоге стал основой для серийного Т-35.
Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Общая информация
- Классификация — тяжёлый танк/танк прорыва;
- Боевая масса – 50 т;
- Компоновочная схема — пятибашенная, классическая;
- Экипаж – 11 человек;
- Количество выпущенных – 61 штука, два опытных образца.
Размеры
- Длина корпуса – 9720 м;
- Ширина корпуса – 3200 м;
- Высота – 3430 м;
- Клиренс – 530 м.
Бронирование
- Тип брони — стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса – 30 мм;
- Лоб корпуса (верх) – 50 мм;
- Лоб корпуса (середина), ) – 20 мм;
- Лоб корпуса (низ) – 20 мм;
- Борт корпуса – 20 мм;
- Борт корпуса (верх) – 20 мм;
- Борт корпуса (низ) — 20 + 10 мм (фальшборт);
- Корма корпуса – 20 мм;
- Днище – 10-20 мм;
- Крыша корпуса – 10 мм;
- Лоб башни – 15 мм;
- Борт башни – 20 мм;
- Корма башни – 20 мм;
- Крыша башни – 10-15 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 1 × 76,2-мм КТ-28, 2 × 45-мм 20К;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола, калибров — 16,5 для КТ-28, 46 для 20К
- Боекомплект пушки — 96 для КТ-28, 226 для 20К;
- Углы ВН: −5…+25 градусов для КТ-28, −8…+32 градусов для 20К;
- Углы ГН: 360 градусов для КТ-28, 191 градус для носовой 20К, 184 градуса для кормовой 20К
- Прицелы — ПТ-1 обр. 1932 г., ТОП обр. 1930 г.;
- Пулемёты — 6-7 × 7,62-мм ДТ, 10080 патронов.
Подвижность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Л;
- Мощность двигателя – 500 л.с.;
- Скорость по шоссе — 28,9 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 14 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 100 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 80-90 км;
- Удельная мощность – 10 л.с./т;
- Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
- Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 20 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 1,2 м;
- Преодолеваемый ров – 3,5 м;
- Преодолеваемый брод – 1 м.