В кинематографе спецэффекты условно разделяют на две основные группы:
1) Визуальные - к ним относятся комбинированные съёмки, а также компьютерная графика.
2) Механические (физические) спецэффекты - это обработка объектов перед их съёмкой. Сюда относится пиротехника, механизированный реквизит и специальный грим. Кроме того, физическими спецэффектами считаются атмосферные явления: искусственные ветер, туман, дождь, снег и прочее.
Световые спецэффекты относят к механическим, что мы и будем рассматривать далее.
Световое оборудование
Строение, яркость и применение светового оборудования очень разнообразно.
Но все осветительные приборы на съёмочной площадке делятся на две группы:
1) Лампы накаливания
2) Дуговые лампы
Лампы накаливания
Лампы накаливания состоят из вольфрамовой нити накаливания (рис. 1) и инертного газа (рис. 2). Когда ток проходит по нити накаливания, она загарается, производя свет (рис. 3).
Дуговые лампы
Дуговые лампы состоят из трубки, наполненной газом, солей железа и двух электродов (рис.4). При появлении искры между электродами, выделяется тепло, которое испаряет соли (рис. 5), возникает плазма, которая усиливает свет, создающий температурный цвет (рис. 6), точно, как солнечный свет.
Виды световых спецэффектов
Существует бесчисленное множество видов световых спецэффектов. В первую очередь свет помогает акцентировать персонажа в кадре, убрать никому не нужные недостатки, подчёркивает драматичность сцены и многое другое. Также при помощи света делается акцент на детали, которые вызывают эмоции у зрителя.
Сцена может быть освещена несколькими способами, и в каждом из них настроение и впечатление от увиденного изображения может быть разным.
Изучив множество статьей и других работ по данной теме, а также посмотрев фильмы, где режиссеры, рисуя светом, создают нужное настроение в кадре, я выделила основные виды освещения и составила схему.
Сами источники света делятся на 2 вида: естественное и искусственное.
Теперь же рассмотрим, какие источники искусственного света бывают и как их распознать.
1) Рисующий свет - наиболее интенсивный и прямой свет. Устанавливается, чтобы осветить фигуру актёра или другого объекта съёмки.
2) Задний свет - отделяет или приподнимает окружение.
3) Ключевой свет - располагается по обе стороны от камеры и обозначает все объекты на площадке.
4) Заполняющий свет - освещает тени, созданные рисующим.
5) Контровой свет - располагается выше того, что снимают. Предназначен для освещения актёра или объекта сзади. Используется для того, чтобы придать более отчётливую форму и глубину объекту.
6) Боковой свет - попадает на актёра сбоку, находясь на одном уровне с ним. Он отлично подходит для создания драматических эффектов и «светового сопоставления».
7) Отражённый свет —источник света отражается от белой поверхности. Помогает сделать светлее даже очень большие пространства.
8) High key - Яркий стиль с большим количеством заполняющего света, не имеющий теней.
9) Low Key - тёмное изображение с малым количеством света. Практически или полностью отсутствует заполняющий свет.
10) Жёсткий свет - прямой, контролируемый источник света, который используется для создания драматического эффекта.
11) High light - ярко освещённые области площадки, которые задают форму и структуру. Используется для эффекта объёма.
12) Мягкий свет - создаёт плоскую и гладкую картинку. Используется для освещения лица.
Расстановка света. Три точки освещения.
Кроме упомянутых ранее видов освещение существуют также и виды расстановки света в кадре. Данный прием является комбинированием различных видов освещения, для поучения более красочной и динамичной картинки.
Три точки освещения
Одним из основных приемов расстановки света является стандартная трех точечная схема. Трех точечная схема — это классически схема освещения, в которой используется 3 источника света для освещения человека в кадре (рис.7)
1) Рисующий свет – создает основной поток света и образует светотеневой рисунок объекта в кадре.
2) Заполняющий заполняет светом темные участки и осветляет тени, образованные рисующим светом
3) Контровой свет – подсвещает объект сзади и визуально отделяет его от фона.