Найти тему
Pro History | Tilsit

Как немецкий трамвай превратился в ленинградский - история одного памятника...

Трамвайное движение в Тильзите было запущено в 1901 году. К тому времени город значительно расширился в территории за счет присоединения близлежащих населенных пунктов и насчитывал уже 40 тысяч жителей. Появилась потребность в развитии общественного транспорта.

Решение о вводе в эксплуатацию самого восточного в Германии трамвая принимали долгих 7 лет, аж с 1893 года. Вопрос затягивался, потому что городской совет не мог определиться, какой вид тяги использовать:конную, электрическую или паровую. В итоге остановились на электрической тяге, а подряд на строительство получила фирма из Франкфурта на Майне, которая создала 4 линии трамвайных маршрутов, а общая длина путей составила более 11 километров.

Оригинальный тильзитский трамвай
Оригинальный тильзитский трамвай

Новый вид транспорта сразу полюбился жителям города, он выполнял важную функцию, связывая разные части города, и был очень востребован - особенно в дни ярмарок, соревнований на ипподроме, футбольных состязаний и иных спортивных праздников.

В 1937 году некоторые трамвайные пути были разобраны, а маршруты следования дополнены автобусами.

За всё время своего существования тильзитский трамвай показал себя надежным и исправно функционирующим видом транспорта, работающим практически без аварий, ведь даже снежные зимы не являлись преградой для его движения.

Тильзитский трамвай на маршруте
Тильзитский трамвай на маршруте

Осенью 1944 года, когда линия фронта подступила вплотную к городу, трамвайное движение было остановлено, а сами вагоны вывезены в западную часть Германии. В советское время окончательно были разобраны трамвайные пути и больше трамвайное движение в городе не возрождалось, ведь новая власть посудила, что целесообразнее использовать для перевозки пассажиров автобусы. До начала 2000-х в Тильзите (Советске) на некоторых улицах сохранялись остатки электрических столбов, но в настоящее время и они демонтированы.

В настоящий момент мало что в городе напоминает о том, что здесь трамвай появился на 6 лет раньше, чем в Санкт-Петербурге - столице Российской империи. От тех времен сохранилось лишь здание трамвайного депо...

Памятник тильзитскому трамваю на самом деле приехал из Санкт-Петербурга
Памятник тильзитскому трамваю на самом деле приехал из Санкт-Петербурга

Правда, на главной площади Тильзита в августе 2012 года был установлен памятник трамваю. Однако это обманка. Никакого отношения к Тильзиту и оригинальному немецкому трамваю этот вагон не имеет. Он был построен в Ленинграде в 1933 году, отличается внешне и имеет более широкую колею (1524 мм, а не 1000 мм, как было в Тильзите). Историческая достоверность не соблюдена, так как администрация Тильзита (Советска) решила сэкономить и не искать сложных путей.

По пример кафе в Праге планируют открыть кафе и в тильзитском трамвае-памятнике
По пример кафе в Праге планируют открыть кафе и в тильзитском трамвае-памятнике

Тем не менее, внутри трамвая регулярно устраиваются экспозиции с историческими фотографиями, повествующими о богатом прошлом города. У администрации города также есть желание превратить арт-объект в уютное туристическое кафе с летними столиками, как уже сделано, к примеру, в Праге или Львове.