Трамвайное движение в Тильзите было запущено в 1901 году. К тому времени город значительно расширился в территории за счет присоединения близлежащих населенных пунктов и насчитывал уже 40 тысяч жителей. Появилась потребность в развитии общественного транспорта.
Решение о вводе в эксплуатацию самого восточного в Германии трамвая принимали долгих 7 лет, аж с 1893 года. Вопрос затягивался, потому что городской совет не мог определиться, какой вид тяги использовать:конную, электрическую или паровую. В итоге остановились на электрической тяге, а подряд на строительство получила фирма из Франкфурта на Майне, которая создала 4 линии трамвайных маршрутов, а общая длина путей составила более 11 километров.
Новый вид транспорта сразу полюбился жителям города, он выполнял важную функцию, связывая разные части города, и был очень востребован - особенно в дни ярмарок, соревнований на ипподроме, футбольных состязаний и иных спортивных праздников.
В 1937 году некоторые трамвайные пути были разобраны, а маршруты следования дополнены автобусами.
За всё время своего существования тильзитский трамвай показал себя надежным и исправно функционирующим видом транспорта, работающим практически без аварий, ведь даже снежные зимы не являлись преградой для его движения.
Осенью 1944 года, когда линия фронта подступила вплотную к городу, трамвайное движение было остановлено, а сами вагоны вывезены в западную часть Германии. В советское время окончательно были разобраны трамвайные пути и больше трамвайное движение в городе не возрождалось, ведь новая власть посудила, что целесообразнее использовать для перевозки пассажиров автобусы. До начала 2000-х в Тильзите (Советске) на некоторых улицах сохранялись остатки электрических столбов, но в настоящее время и они демонтированы.
В настоящий момент мало что в городе напоминает о том, что здесь трамвай появился на 6 лет раньше, чем в Санкт-Петербурге - столице Российской империи. От тех времен сохранилось лишь здание трамвайного депо...
Правда, на главной площади Тильзита в августе 2012 года был установлен памятник трамваю. Однако это обманка. Никакого отношения к Тильзиту и оригинальному немецкому трамваю этот вагон не имеет. Он был построен в Ленинграде в 1933 году, отличается внешне и имеет более широкую колею (1524 мм, а не 1000 мм, как было в Тильзите). Историческая достоверность не соблюдена, так как администрация Тильзита (Советска) решила сэкономить и не искать сложных путей.
Тем не менее, внутри трамвая регулярно устраиваются экспозиции с историческими фотографиями, повествующими о богатом прошлом города. У администрации города также есть желание превратить арт-объект в уютное туристическое кафе с летними столиками, как уже сделано, к примеру, в Праге или Львове.