Цветы не имеют очевидной практической пользы для нас, но это означает, что мы свободны признавать и ценить их красоту, независимо от того, что мы могли бы получить от них. Так часто, когда мы рассматриваем вещи только с точки зрения их практического использования, их ценность – как это ни парадоксально-снижается из-за того, что они так тесно связаны с удовлетворением наших потребностей. Мы упускаем их внутреннюю ценность.
Цветочный сад, в отличие от мира приобретения и расходования, находится вне господствующей системы ценностей, в которой полезность является общепринятой мерой ценности вещи. Цветочный сад-это действительно "бесполезное" место, где можно найти себя, и в этом заключается его способность поднимать наш дух. Когда мы позволяем себе время в цветнике, мы испытываем передышку от искусственно стимулируемых потребностей и желаний потребительской культуры. Там нет ничего, что мы могли бы купить, обладать или использовать, но есть многое, что может заставить нас остановиться в изумлении.
В цветоводстве у нас есть возможность внести свой вклад в создание противоположного течения как для потребительского менталитета, так и для коллективного взгляда на природу, от которого он зависит: что природа-это не более чем ресурс, который можно использовать для нашей пользы. В частности, есть три идеала, которые являются ключом к тому, как наша работа в цветнике может способствовать искуплению нашего преимущественно утилитарного отношения к природе.
Первый идеал заключается в том, что через садоводство мы приносим больше красоты в мир. Поскольку это является главной целью садоводства, господствующая утилитарная этика, которая повсеместно преобладает за пределами наших садов, оказывается перевернутой внутри них. Цветник превращается в зону, свободную от утилитарности! Каждый используемый инструмент, каждое растение, посеянное или посаженное в землю, каждое действие, совершаемое садовником, каждая царапина, напряжение и укус, нанесенные садовнику в ежедневном труде этой работы, - Все это служит одной и той же главной цели воспитания красоты.
Сад становится прекрасным, когда его лучший внутренний потенциал реализуется, и по мере того, как это достигается, определенное духовное сияние начинает пронизывать все целое. Если мы садимся с убеждением, что наша цель-усилить красоту места, то вскоре обнаруживаем, что некоторые вещи, которые мы делаем, будут “работать”, а другие-нет. часто возникает необходимость отложить в сторону наши собственные домашние схемы и желания о том, как бы мы хотели, чтобы сад выглядел, и самоотверженно обдумывать, что правильно для этого конкретного места.
Вместо того чтобы заставить сад соответствовать нашим желаниям и замыслам, мы связываем себя с невысказанными желаниями и тайными замыслами сада, и таким образом мы начинаем работать со вторым идеалом: сад в отношении того, что древние называли genius loci или “духом места”. Таким образом, мы можем обнаружить, что почтительно спрашиваем: “Что бы здесь произошло?» или “что должно произойти в этом уголке сада?» или “что здесь само собой напрашивается?». Живя с садом в течение многих сезонов, мы приходим слушать то, что он нам нашептывает. Сад находится в бессознательном состоянии. Он находится во сне, поэтому мы должны слушать его сон, а затем сделать его реальным.
Третий идеал проходит, как золотая нить, через всю историю садоводства: он состоит в том, чтобы рассматривать наше садоводство как воссоздание рая на Земле. Рай можно было бы понимать довольно просто как состояние, в котором божественное ощущается на Земле. В Райском саду завеса между чувственным и духовным миром становится более прозрачной. Это уже можно пережить в атмосфере, которую приобретает сад, когда устанавливается связь между садовником и духом места. Но Райский сад обладает такой усиленной атмосферой живости и красоты, что мы обнаруживаем, что относимся не только к этому конкретному саду, но и к более великому духовному присутствию, пронизывающему его атмосферу: природе как таковой, живой, творческой и питательной. В Райском саду мы вновь переживаем природу как зачарованное присутствие, сад-не просто место отдыха, а скорее "священный участок", а само наше садоводство-как священное искусство.