Найти тему
Три жизни

Помочь заговорить

Сыну 3,5 года и он толком не говорит. Невропатолог поставила диагноз "задержка речевого развития". С такой проблемой я столкнулась впервые. Денег на дефектолога-логопеда у меня нет. Времени тоже. А помочь надо!

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

О факторах развития речи я осведомлена еще со времен вуза - эту информацию нам давали на лекциях по психологии и педагогики. Кое-что сама изучила, когда писала для логопедических факультетов курсовики, а кое-что сложилось из опыта воспитания дочери. Теперь эти знания потребовали практического воплощения.

Первое правило в нашем доме - говорить правильно. При сыне мы не употребляем словесную кашу, произносим все звуки четко. Задача - развитие языкового восприятия на слух, пополнение словарного запаса. Когда Рома говорит, я стараюсь его поправлять, изолированно показать звук, и сразу ввести его в слово, которое мальчик пытался сказать.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Кривляемся! Да, так бы сказали наши бабушки и мамы. А логопедия называет это артикуляционной гимнастикой. В интернете полно упражнений, только время находи и кривляйся. Рома очень любит надувать щеки, а потом хлопать по ним. Имитация звуков животных - тоже гимнастика. Не стесняйтесь, просите ребенка поцокать или промычать как корова.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Кинестический песок, банка с фасолью, мелкие игрушки, пластилин и вообще всё, что под руку попадется. Любимая игра "Сорока-ворона" - на самом деле простой массаж ладони и пальцев. К тому же есть мнение, что ладонь человека - это проекция внутренних органов, а пальцы отвечают за их работу. Большой палец, которому "кашу не дала" ответственен за голову, поэтому бьют его, чтобы активизировать работу мозга.

А вот читать сын не любит. Пыталась и Агнию Барто, и сказки. Нет, не слушает, убегает. Максимум минуты 2 может уделить. Насильно никто не заставляет, а вот между делом - запросто: Ева вслух свои книжки для себя читает, а младший рядом играет. Иногда отвлекаем его изучением иллюстраций. Это нравится, частый вопрос: "А что это?" (даже если знает). Описываю картинку простыми словами, Рома может вслед за мной повторять.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Мультики Рома любит. Со временем начал понимать сюжеты, выделять героев, знать их по именам. Но самое главное - мальчик начал за ними повторять слова и фразы. Если произносит не четко, то я поправляю и подсказываю правильное звучание. Так что на мультики в разумном количестве табу нет. Пусть слушает и запоминает.

Каков итог моего подхода к воспитанию речи? Скоро 3,5 года, длинных предложений нет, но - ура! - появились короткие фразы, словарный запас расширен, много звуков пока еще не поставлено (это, конечно, к специалистам надо), но главное - теперь я могу понять, что ребенку надо, маленькими шажками мы подбираемся к общению.

Спасибо, что дочитали, было интересно - лайки и подписки, от нас - благодарность и сердечки