Отказ партии от помощи МВФ может в конечном счете означать конец правительства Хасана Диаба и самого Ливана.
25 февраля заместитель генерального секретаря "Хезболлы" Наим Кассем сделал заявление, которое в конечном итоге может привести к падению правительства премьер-министра Хасана Диаба. Кассем заявил, что его партия “не поддастся самонадеянным средствам решения [ливанского финансово-экономического] кризиса ... мы не позволим Международному Валютному Фонду управлять кризисом.”
Заместитель генерального секретаря обосновал это тем, что Ливан не примет деньги МВФ для решения проблемы продолжающегося экономического коллапса, поскольку такие средства поступят на жестких условиях, которые страна не желает принимать. Что примечательно в его комментарии, так это то, что у него сложилось ложное впечатление, что обращение к финансированию МВФ - это выбор. Это обычно является необходимостью.
Проблема заключается в том, что без помощи МВФ Ливан не может получить доступ к средствам для восстановления своей экономики, а также получить твердую валюту, необходимую для импорта жизненно необходимых товаров, таких как продовольствие, медикаменты и топливо. Если Хезболла не хочет, чтобы вся система рухнула, не имея никаких перспектив на урегулирование, ей придется пойти на компромисс с МВФ. (Правительство Хасада Диаба, сформированное в ходе политического кризиса в Ливане, находится в значительной мере под контролем шиитской про-иранской партии Хезболла - прим.).
Диаб знает, что поставлено на карту. Именно поэтому 2 марта он сделал замечательное заявление, в котором признал, что “государство больше не в состоянии защитить ливанцев и гарантировать им достойную жизнь." Премьер-министр понимает, что без финансирования МВФ его правительство будет уничтожено. Вот почему те, кто его окружает, замалчивают то, что сказал Кассем, указывая, что Диаб примет соответствующее решение, когда придет время, и что чиновник "Хезболлы" просто выразил свою собственную точку зрения.
Это, конечно, оптимистическое понимание ситуации, но оно необходимо для того, чтобы открыть дверь для дискуссий по этому вопросу между Диабом и Хезболлой. В комментариях Кассема выделяются несколько моментов.
Во-первых, утверждая, что условия МВФ будут слишком суровы для Ливана, он, казалось, не понимал, что когда валютные резервы страны иссякнут, ливанцы будут буквально кричать, и их боль будет намного хуже, чем все, что навязывает МВФ.
Во-вторых, Кассем, по-видимому, не понимает, что у стран есть запас прочности для переговоров с МВФ, прежде чем МВФ вмешается в их экономику. Поэтому Ливану лучше начать такие переговоры сегодня, пока у него еще есть какие-то рычаги воздействия на принимаемые решения, чем ждать, пока все рухнет и у страны ничего не останется. Действительно, у группы МВФ, которая недавно посетила Бейрут, похоже, сложилось впечатление, что правительство Диаба не хочет, чтобы финансовое учреждение оказывало ему помощь.
Те в правительстве, кто разбирается в экономике, и Диаб в том числе, понимают, что полный отказ в духе заявления Кассема просто неосуществим. Есть те, кто будет утверждать, что Хезболле все равно и она пойдет на все, чтобы защитить свои ставки в политической системе страны, даже если это означает уничтожение Ливана. Но это может быть крайняя интерпретация, потому что полное разрушение может уничтожить не только союзников партии, но также и здание ливанского государства, на сохранение которого Хезболла потратила много месяцев.
Более того, если открытое сопротивление -это стратегия партии, то она не очень хороша. Даже Иран пошел на компромисс в важные моменты своей послереволюционной истории - будь то прекращение войны с Ираком или приостановка своей ядерной программы, чтобы снять экономические трудности. Единственный способ для партии избежать встречи с МВФ - это добиваться реформы экономики, положить конец коррупции и вывести Ливан на устойчивый финансовый путь. Можно ли ожидать этого от партии, которая, как и все остальные в Ливане, годами паразитически кормится от государства, продолжает защищать гнусный и разложившийся политический класс и никогда не формулировала никакого экономического плана, достойного рассмотрения?
Однако реформа неизбежна, если Ливан хочет выйти из этого туннеля. Есть сообщения, что ключевые члены правительства по-прежнему считают, что они могут получить финансирование извне. Они считают, что денежные переводы ливанцев могут помочь поднять экономику и держать ее на плаву. Но это абсурдное рассуждение в лучших обстоятельствах поможет только выиграть время, чтобы продолжить путь в никуда. Банки рухнут, многие предприятия закроются, бедность и безработица будут расти, социальная революция будет висеть в воздухе, и Хезболла будет председательствовать на поле опустошения.
К счастью, союзники Хезболлы не обязательно придерживаются той же точки зрения, что и партия. Судя по всему, министр финансов Гази Вазни понимает эту проблему и наверняка объяснил ее спикеру парламента Набиху Берри. Фактически, решение Берри приветствовать консультативную группу МВФ несколько недель назад было расценено некоторыми наблюдателями как осторожное открытие для возможного плана финансовой помощи МВФ. Берри должен знать, что он гораздо более уязвим, чем Хезболла, в условиях, когда страна исчерпает валютные резервы и будет отрезана от международных рынков (в отличие от шиитской организации Амаль, которую возглавляет Берри, другая более мощная шиитская организация, Хезболла, получает огромную финансовую помощь из Ирана, поэтому она менее зависимо от кризиса лианской экономики или инвестиций в Ливан.- Прим.).
А как же Хасан Диаб? Если "Хезболла" добьется своего, это означает, что его правительство, которое изо всех сил пыталось укрепить общественное и международное доверие, может быть обречено руководить страной в ситуации необратимых ухудшений экономики. В таком контексте единственный выход для премьер-министра заключается в том, чтобы поставить свою работу на кон и сказать "Хезболле", что если она будет настаивать на ограничении его свободы маневра, он уйдет в отставку. И даже если Диаб этого не сделает, сомнительно, что его правительство сможет остаться нетронутым, если министры увидят, что их способность разрешить финансовый кризис равна нулю. В этом случае они могут просто предпочесть спрыгнуть с корабля.
В Вашингтоне найдутся сторонники жесткой линии, которые попытаются использовать помощь Ливану в качестве рычага для обеспечения уступок по вопросу об ограничении вооружения "Хезболлы". Это было бы чудовищно опрометчиво. Это было бы морально отвратительно, потому что отказ Хезболлы почти неизбежен, а значит, такой шаг обрек бы миллионы ливанцев на ужасную нищету. Это так же вызвало бы недовольство среди стран-членов МВФ, которые не хотят, чтобы этот институт служил ответвлением внешней политики США. И это придаст убедительность мнению "Хезболлы" о том, что вся иностранная помощь связана с усилиями по ослаблению партии. Несомненно, Хезболла держит Ливан в заложниках, но коллективное наказание этой страны фактически означало бы убийство ливанцев.
Среди политического класса Ливана по-прежнему существует значительное сопротивление реформам. Ни один политик не хочет отдавать свои рычаги управления системой, пока другие не отдадут свои. Это создало фатальный тупик и еще раз потребовало выиграть время. Но теперь и эта бесполезная игра подошла к концу. У Хасана Диаба все еще есть возможность добиваться перемен, потому что его отставка - это как раз то, чего Хезболла и ее ближайшие союзники хотят избежать. Если помощь МВФ неизбежна, а она неизбежна, то он должен определить, что потребуется для того, чтобы стороны пошли на это.
Источник: anfrussian.com