Смутное время наступило с появления в России первого самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося сына Ивана Грозного Дмитрия Ивановича. Оно просто изобиловало различными проходимцами, выдающими себя за потомков Ивана Грозного. Были и Лжедмитрии (выдававшие себя за покойного царевича Дмитрия Ивановича), был и Лжепетр (выдававший себя за никогда не существовавшего сына Федора Ивановича), были и другие.
Самое интересное, что на самом деле Лжедмитриев II в истории России было несколько. Первым Лжедмитрием II оказался дворянин Михаил Молчанов. Он служил еще Лжедмитрию I, а когда того убили, успел сбежать из Москвы, прихватив с собой Государеву Печать. Вот этот человек, находясь в Польше, встретился с возвращающимся из плена на родину Иваном Болотниковым.
Михаил Молчанов тут же выдает себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия (при этом отождествляя себя с тем самым Лжедмитрием, который захватывал власть на Руси). Поскольку Иван Болотников, сам в прошлом боевой холоп, понятия не имел, как выглядит истинный Дмитрий, он сразу же ему поверил, особенно когда тот составил государеву грамоту, приложив к ней печать.
Тут нужно отметить еще одну деталь. Когда Лжедмитрий I был убит, то его тело выставили на обозрение, надев на лицо скоморошью маску, чтобы подчеркнуть, что тот был не истинным царем, а прятался за чужой личиной. Это сразу же дало самозванцам право доказывать, что на самом деле Лжедмитрий все же спасся и сейчас жив.
Почему они отождествляли себя именно с тем самым Лжедмитрием, которого убили в Москве? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Первого Лжедмитрия признала мать убитого в Угличе царевича. Это было весьма весомым доказательством тогда, да и сейчас многие исследователи опираются на этот факт, доказывая, что на самом деле никакого Лжедмитрия не существовало, а был истинный царь Дмитрий Иванович.
В восстании Ивана Болотникова Лжедмитрий II Молчанов участия не предпринимал, хотя тот и сражался от его имени.
Однако вскоре в России нашелся еще один человек, выдающий себя за чудом выжившего Лжедмитрия I (многие историки утверждают, что на самом деле это был Богданко, крещеный еврей).
Этот человек также вошел в историю как Лжедмитрий II-второй. Он хорошо известен еще под именем «тушинского вора» или «калужского царька». Примечательно то, что его признала супруга Лжедмитрия I Марина Мнишек. Стоит отметить, что именно в его лагере патриархом был отец будущего царя Михаила Романова Филарет (Федор Никитич Романов). Это также считалось в то время неким доказательством того, что он – истинный Дмитрий Иванович.