Найти тему

Возрастная психология. Рубинштейн С.Л.

Будучи одним из методологов и теоретиков психологической науки, Рубинштейн С.Л. подошел к определению предмета педагогической психологии с позиций раскрытия источников и движущих сил психического развития в онтогенезе, вообще детерминации индивидуального развития.

Рубинштейн С.Л.
Рубинштейн С.Л.

Рубинштейн С.Л. подчеркивал, что полноценное развитие личности ребенка невозможно без его сознательного стремления к построению себя как личности. «Личность не дар природы, а дитя человеческой духовной-свободы, пользуясь которой человек как бы в противовес природе творит самого себя», – писал он. Среди наиболее важных факторов, определяющих развитие личности, Рубинштейн рассматривал нравственные принципы и культуру, вводя понятие культурно-нравственной силы, развитие которой в ребенке и является целью взрослого.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960). Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской.

В проблеме индивидуального развития ребенка основным является вопрос о соотношении обучения и развития. Рубинштейн критикует взгляды, согласно которым развитие психики определяется только внешней детерминацией, т. е. педагогическими воздействиями. Воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, являются органической частью этого процесса, а вовсе не его внешним стимулом. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, указывает Рубинштейн. Но при этом он и сам активно воздействует на педагогические условия: избирательно к ним относится, изменяет их, приспосабливает к своим возможностям, наличному уровню развития. Детерминирует развитие не одно или другое, а то и другое в их сложной взаимообусловленности и зависимости.

По его мнению, изучать психику ребенка можно только в процессе обучения и воспитания. Психические свойства, процессы, новообразования не являются раз навсегда данными, неизменными. Их характеристики меняются в зависимости от конкретных условий обучения и воспитания, от активности самого ребенка. Поэтому "зависимость между психологическим познанием и педагогической практикой не односторонняя..., а двусторонняя, взаимная. Изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей"

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы