В наши дни избрание нового Папы Римского - а он избирается на пожизненный срок, происходит крайне узкой группой лиц, кардиналов, в условиях абсолютной секретности и закрытости от публики. Однако в самом начале своего официального восхождения с IV века н.э. порядок и принципы избрания были совершенно иными - титул епископа Рима был предметом открытого выбора с участием как церковного клира, так и членов паствы, утверждалось, что епископ избирается "клиром и миром". До признания христианства в начале IV века н.э. особых конфликтов вокруг данного титула, как правило, не было - оно и не удивительно, ведь большинство епископов Рима погибали мученической смертью, так что занятие этого поста было серьезным испытанием души и совести.
Все изменилось при Константине Великом - христиане не только смогли свободно исповедовать свое учение, но церковные лица и учреждения получили широкий набор льгот, возможностей и главное - политическое влияние. Многие аристократы, лишенные своей власти в ходе политической реформы по упразднению влияния Сената, к середине IV века н.э. будут переходить на "службу" церкви и занимать высокие посты. Христианские священнослужители, и в первую очередь - епископы, ведали не только религиозными вопросами, они рассматривали судебные дела между христианами, владели имуществом своего прихода, имели доступ к высшим должностным лицам государства.
В какой-то момент должность епископа в древней столице - Риме, стала столь лакомой, что за нее началась полноценная борьба. В 366 году н.э. скончался епископ римский Либерий. Наиболее амбициозными претендентами были Дамасий и Урсин - у обоих была значительная группа поддержки среди знатных лиц, а численность паствы выросла многократно за последние десятилетия. По результатам прошедшего голосования Дамасий был определен в качестве епископа, однако Урсин, на стороне которого были симпатии паствы, плебеев, отказался принять такой исход и был провозглашен своими сторонниками истинным епископом в церкви своего прихода. Сложилась ситуация, когда в городе одновременно было двое епископов - в последствии их будут именовать папой и "антипапой".
Оба епископа активно накручивали своих сторонников, что вылилось в открытое противостояние и погромы на улицах города. В ситуацию пришлось вмешаться самому императору - Валентининану I, который приказал отправить Урсина в ссылку, а некоторых из его сторонников казнить за дебош. Вместе с тем, Урсин еще многие годы будет стараться восстановить свой титул, но даже после смерти Дамасия ему не улыбнется удача. Для многих стало очевидно, что масштаб паствы, и возможность манипуляции ею, превратит выборы епископа в борьбу соперничающих кланов, партий, элит и т.д. Однако в тот момент никаких изменений было решено не вносить и практика участия горожан сохранилась.
Очередной конфликт разразился уже после падения Западной Римской Империи - Симмах и Лаврентий оба были провозглашены папами в 498 году (Лаврентий впоследствии будет проигравшей стороной и, соответственно, будет именоваться "антипапой"). Пикантности добавляло то, что официальной властью в Италии в то время были остготы во главе с королем Теодорихом, и Лаврентий выступал с позиции примирения с византийцами - то есть у обоих пап был еще и политический подтекст. Симмах предложил, как в былые времена, призвать правителя для решения спора - и Теодорих, вне всякого сомнения, признал победу Симмаха, а не Лаврентия. В своей позиции он опирался на то, что за Симмаха проголосовало больше человек, Лаврентий утверждал, что голоса были куплены за взятки, но это никто не принимал в качестве достаточного доказательства.
Далее все повторилось как в 366 году, только масштабнее - в городе началась резня сторонников двух пап, Теодорих несколько раз вмешивался и проводил согласительные встречи. Королю Италии и остготов порядком надоели беспорядки в Риме и он издает указ "о выборах папы" - в котором говорилось, что при жизни папы запрещалась какая-либо предвыборная агитация, что папе принадлежит право указывать своего преемника, а если он этого не сделал ввиду своей неожиданной смерти, то новый папа избирался исключительно клиром. Также он предписывает двум сторонам собраться и окончательно решить между собой конфликт. В октябре 502 года на собрании клира Симмах получает подтверждение своих полномочий, а месяц спустя выпускает декрет, где закрепляет порядок проведения избрания Папы только представителями клира, схема "клиром и миром" прекратила свое существование.
Читайте также:
- В Римской Империи было разнообразие культов. Но почему не любили христиан ?
- Почему у православных патриарх, а у католиков - папа? История появления титулов.
- Ключевое обстоятельство, которое с самого начала заложило среди христиан так много разногласий.
Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.