1. Чума (1654-1655)
Чума, вероятно, достигла российской столицы из Персии или Крыма. Согласно современным сообщениям, оно распространялось как «пламя, которое раздувает ветер». Летом 1654 года улицы города были вымощены трупами. Царь и его двор, бояре и все, кто мог себе это позволить, бежали из страны. Но это только привело к тому, что болезнь могла распространиться за пределы города.
Не было никакого выбора, эпидемию нужно было сдерживать. Зоны заражения были оцеплены и охранялись солдатами. Дома и усадьбы жертв чумы были сожжены. Дым от горящей полыни и можжевельника должен помочь в дезинфекции.
Меры были успешными. Чума не распространилась дальше на запад, где войска царя Алексея Михайловича осадили тогдашний польско-литовский город Смоленск. Северные районы (Новгород и Псков) также были избавлены.
В январе 1655 г. были случайные незначительные вспышки чумы, но они были лишь незначительными и не достигли Москвы.
Точное количество жертв эпидемии неизвестно. Исследователи оценивают их между 25 000 и 700 000 (рус) . В Москве более 85 процентов жителей, по сообщениям, умерли в результате чумы.
2. Холера (1830-1831)
Самая смертельная болезнь 19-го века впервые произошла в южных регионах Российской империи в 1820-х годах. Десять лет спустя она развернула свою полную разрушительную силу. В 1830 году эпидемия, поразившая Грузию и Поволжье и в конечном итоге унесшая 200 000 жизней в России, в Москве не воспринималась всерьез.
Вы чувствовали себя в безопасности из-за географического положения. «Мы отгоняем болезнь дымом и следуем советам врачей», - пишет журнал «Московский телеграф».
Однако осенью бодрое настроение все больше сменялось ужасом. Поскольку число жертв возросло в геометрической прогрессии, власти закрыли университеты и общественные места, запретили собрания и повсеместно создали карантинные зоны.
Ранняя зима этого года не позволила эпидемии проникнуть в столицу, но в апреле 1831 года первые вспышки эпидемий были зарегистрированы в Санкт-Петербурге, а летняя холера распространилась как лесной пожар. «Эта адская болезнь широко распространена», - пишет Александр Никитенко, житель города на Неве. «Выйдите на улицу, и вы увидите десятки гробов на пути к кладбищу ... Как будто наступил апокалипсис, люди ходят между гробами, как будто их приговорили к смерти».
Были волнения среди населения, которое было недовольно карантинными мерами. Кроме того, их ненависть все больше была направлена на поляков, потому что в то время польское восстание было в самом разгаре, и в любом случае была антипольская атмосфера. Поляки должны были тайно отравлять огороды и фонтаны ночью. Разъяренные толпы ходили по улицам в поисках невинных жертв.
3. Испанский грипп (1918-1919)
Испанский грипп после Первой мировой войны убил до 100 миллионов человек во всем мире (около 5 процентов населения мира), что делает его одной из самых страшных вспышек в истории. Постреволюционная Россия тоже не обошла стороной.
После того, как испанский грипп достиг страны, пострадавшей от гражданской войны в августе 1918 года, он распространился дальше через Белоруссию и Украину в Киев, Москву и Петроград. Каждый второй человек заболел.
Пандемия была катастрофой и унесла 2,7 миллиона жизней по всей стране всего за 18 месяцев, что составляет три процента от общей численности населения страны.
Заражение не обошло и нового руководства страны. В марте 1919 года Яков Свердлов, «черный дьявол большевиков», скончался от смертельной болезни.