Джулиан Робертс изобрёл свой уникальный способ конструирования одежды 20 лет назад. С тех пор он представил 13 коллекций haute couture и создал запоминающиеся образы для Наоми Кэмпбэлл, Бьорк, Кайли Миноуг.
Английский модельер провёл сотни мастер-классов по всему миру, заглядывал и к нам – ради выступления в Британской Школе Дизайна. Переводчика не было, поэтому не было дополнительного времени для записи. Мой блокнот сохранил мало высказываний маэстро, однако все они – настоящие жемчужины.
- Я приехал сюда, чтобы учить, - говорил гость, - но каждый из вас тоже учитель, потому что невозможно быть дизайнером и не учить всех окружающих при помощи вашего творчества.
Сам Робертс учился у японцев. Наиболее вдохновляющим он называет Йошики Хишинуму. Этот преимущественно театральный художник равноудалён от модных поветрий и от рамок утилитарности. Достаточно сказать, что в 80-х силуэты его костюмов формировали потоки воздуха.
Модели Джулиана Робертса тоже напоминают воздухоплавательные аппараты. Выворачивая драпировки сквозь прорези, обёртывая вокруг фигуры или свободно выпуская, он создаёт конструкции наподобие парашютов - бесполезных в случае авиакатастрофы, но в самый раз для катастрофы экологической.
Дизайнер относит себя к популярному зелёному движению нулевой отходности, хотя не жалует переработанные материалы, не использует ткань вторично и уж точно не экономит её.
«Свободное вырезание» Робертса больше соответствует концепции Холли МакКиллан и Тимо Риссанена. В своей книге они ставят во главу угла не экологичность, а логичность. Безотходная мода – естественный виток эволюции костюма, и чтобы её создавать, нужно, прежде всего, изучить историю. Вторым важным шагом авторы считают отказ от такого понятия, как ошибка. Ведь всё, что творит художник, безошибочно уже потому, что появилось на свет.
На московском мастер-классе Джулиан Робертс не рисковал: ваял из куска материи с заранее вырезанными круглыми отверстиями, показывал видеопрезентацию и писал на доске то, что обкатал в других странах. Тем не менее, происходящее он считал спонтанным актом творчества.
- Очень опасно работать, импровизируя перед публикой. Есть вероятность совершить ошибку. Но только тогда, когда вы ошибаетесь, вы оказываетесь правы.
Как же не ошибиться тем, кто рискнёт носить такую одежду? Капюшон может оказаться карманом, а рукава – штанинами. Перепутать легко, и тем не менее, Робертс не считает это минусом – большинство моделей по его задумке действительно можно носить разными способами.
Так дизайнер учит потребителя.
Так потребитель становится творцом.
Подписывайтесь на этот канал, а бесплатную книгу Джулиана Робертса скачивайте на его сайте.