Найти тему
Теодорычевы байки

Студент. 17. Приколы студентов-технарей

Первый рассказ цикла Студент здесь.

С Толиком Тюленевым мы работали на кафедре Автоматики и Телемеханики в НИС, МИЭМ. НИС – это научно-исследовательский сектор. В те времена разные организации заключали с учебными институтами договоры на разработку разных приборов, технологий, а также на решение производственных проблем. Обычно это было связано с недостаточностью средств на привлечение профессиональных институтов.

Всего нас было трое: Толик, Саша и я. Располагались мы в лаборатории магнитной техники. Лаборатория эта была учебная. Поэтому мы отодвинули лабораторные стенды от стены и расположились в этой узкой щели. В оплату такого гостеприимства мы должны были следить за исправностью лабораторных стендов, что мы и делали безо всякого напряга. Мы втроем делали телеметрическое устройство для испытания бронетранспортеров. Саша делал мультиплексный радиоканал, Толик делал оцифровщик, а я регистратор.

Первое время нас напрягала необходимость заниматься еще и слесарной работой, поскольку электронные схемы где-то надо крепить и соединять между собой. Вездесущий Толик решил эту проблему в одночасье. Когда мы с Сашей сидели и прилежно разрабатывали схемы своих будущих приборов, открылась дверь, в нее протиснулась всклокоченная голова Толика и он с ходу обругал нас: «Чего расселись. На кафедре вычислительной техники «Урал-2» на помойку вынесли. Быстро собирайте инструменты и за мной. Да! Ножовку по металлу не забудьте».

«Урал-2» — средняя программируемая машина 60-х годов 20 века, производительность 5 тыс. операций в секунду. Фото из открытых источников.
«Урал-2» — средняя программируемая машина 60-х годов 20 века, производительность 5 тыс. операций в секунду. Фото из открытых источников.

Такое бывает нечасто. Когда мы прибежали на задний двор, машину уже курочили человек пять. Но Толик забронировал секцию и не подпускал к ней мародеров. Я с ножовкой, а Саша с гаечным ключом, бокорезами и отверткой споро принялись за дело. Народ все прибывал, но у нас дело двигалось быстрее всех, так как мы не разбирали машину, а просто выпиливали ее часть, которую за раз могли унести втроем.

После того, как мы отнесли секцию на кафедру и пришли за новой поживой, от «Урал -2» остались только металлические шкафы, которые тоже бойко разбирали на запчасти. Железо нас не интересовало. Секция, которую мы утащили, представляла собой конструкцию с жестко закрепленными разъемами, в которые на защелках были вставлены ТЭЗы (Типовые элементы замены).

Таким образом, проблема конструктива была для нас надолго снята. Мы просто выпиливали нужный кусок этой секции и ваяли там свои устройства. Поскольку весь монтаж мы переделывали, то взяли на кафедре три бухты провода разных цветов: Саша - красный, Толик - черный, а я - белый.

После этого практическая работа закипела. По мере того, как усложнялся реальный макет, усложнялась и работа с ним. Конечно, кучу ошибок можно было избежать еще на стадии проектирования, но нам хотелось побыстрее начать делать само устройство.

Работа шла со скрипом. Саша и я свято верили в науку – электроника, а Толик смеялся над нами и считал, что схема, насчитывающая более двадцати транзисторов, имеет право на личную жизнь. То есть, говоря научным языком, мы с Сашей стояли на позициях диалектического материализма. А Толик на позициях схоластов-мистиков. Частенько Толик со словами: «Что-то строб потерялся. Пойду, покурю, и все рассосется»,- уходил курить.

Мы с Сашей решили для его же блага вернуть Толика на стезю материалистической марксистко-ленинской философии. Когда очередной раз Толик вышел покурить, я, быстро нащупав осциллографом в схеме Толика генератор, припаял к нему два провода, а к этим проводам подсоединил динамик-пищалку. Сам динамик я поставил среди своего барахла, так что он стал незаметен.

Когда Толик включил свою установку, раздался писк. Я, не поворачиваясь к нему, сказал сквозь зубы: «Сейчас транс сгорит». Толик, буркнув: «Знаю», полез под стол, посмотрел на расходуемую энергию и сказал: «Ток в норме». На что я ему возразил: «Значит, не там смотришь». Толик принялся чинить неисправность своим излюбленным методом, то есть пошел курить.

Накурившись до одурения, Толик сел на свое место и стал рассуждать: «Генераторов у меня до фига. Но сами генераторы не звучат. Нет, не то. Я получил черные провода. Откуда же здесь белые провода?» Дальше он очень быстро нашел на моем столе динамик. Его возмущению не было предела. Наши с Сашей объяснения он отмел напрочь. И напоследок обещал нас тоже проучить.

Технические устройство для нашего с Сашей воспитания Толик соорудил на следующий день. Когда я, ничего не подозревая, вошел в лабораторию, то увидел расстроенную морду Толика. Проследив за его взглядом, я увидел конструкцию на ручке двери. Это был заряженный бумажный конденсатор, напряжение с которого остроумно было выведено к внешней стороне деревянной ручки двери.

Толик довольно хитро это сделал, использовав для передачи напряжения саму конструкцию крепежа ручки. Если бы я схватился за ручку, то меня неминуемо ударило бы током, но я за ручку не брался, а открыл дверь за нижнюю пупочку ручки. Саша пришел вслед за мной, открыв дверь локтем, так как его руки были заняты. Понаблюдав, специально, кто и как открывает дверь, мы пришли к выводу, что у конструкции Толика не было никаких шансов, потому, что все открывали дверь не за ручку.

Однако Толик был не такой человек, чтобы так просто сдаться. Он провел комплекс столярных работ и привел дверь в состояние, когда она захлопывалась достаточно плотно. Результат не заставил себя долго ждать. Дверь дернулась, потом дернулась еще раз вместе с криком: «Ааа…», а затем в дверь вошел руководитель нашей работы по НИС. Причастность Толика была очевидна и на него вылился ушат брани со всякими угрозами.

Рисунок из открытых источников.
Рисунок из открытых источников.

Руководитель ушел, а я, как непричастный, пошел за ним и рассказал всю историю. Он сильно заинтересовался нашими психологическими изысками и даже постоял со мной в коридоре кафедры, для проверки наших наблюдений. Короче говоря, я уговорил его вернуться и простить Толика. Все закончилось благополучно.

Страсть к экспериментам для моей специальности видимо является признаком профессиональной пригодности. Наши студенческие эксперименты, как правило, включали технический и психологический аспекты.

Например, научившись надежно припаивать медь к стали, мы изготовили пятак с припаянным к нему гвоздем. Вся эта конструкция начищалась до блеска и торжественно забивалась на самом проходимом месте - напротив двери кафедры Автоматики и Телемеханики. Человек, увидев пятак, нагибался, чтобы его поднять, но пятак не поднимался, а незадачливого кладоискателя наподдавали по попе следующие входящие, которые, озаботившись пятаком, тоже получали по попе. Таким образом, простой пятак вызывал круговорот жоп в природе.

-3

Использование гироскопа в наших экспериментах, конечно, относилось к более высоким технологиям, но по классу постановки задачи было ниже пятака. В портфель незадачливому студенту аккуратно клали раскрученный гироскоп. Портфели обычно стояли в коридоре кафедры, прислоненные к стене. Пока испытуемый шел вдоль стены, все было хорошо, но его попытка повернуть, вызывала резкую реакцию портфеля, который просто выворачивался из рук студента.

Гироскоп. Фото из открытых источников.
Гироскоп. Фото из открытых источников.

Позже я всегда вспоминал эти наши эксперименты и всегда приходил к выводу, что участвую в подобных экспериментах непрерывно, только мне это не так очевидно, как в случае с Толиком. А экспериментирует со мной не старый приятель Толик, а государство в лице его многочисленных чиновников.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ "Студент. 16. Экзамен по квантовой механике" здесь.

Читайте следующий рассказ "Студент. 18. Черный ящик Шухермахера " здесь.

Об авторе баек читайте здесь.