Каждая третья компания автоматизирует процессы
По данным исследования, почти каждая третья компания на российском рынке сейчас использует различные системы и инструменты для автоматизации подбора персонала. В основном компании внедряют сторонние сервисы (21%), но есть и такие, которые самостоятельно разрабатывают решения для оптимизации рабочих процессов (9%).
#приложениеДляКурьеров #доставитьВсе
При этом 68% опрошенных заявили, что в настоящее время не используют никаких решений для автоматизации подбора персонала.
Крупные компании со штатом от 500 человек более технологичны: 39% из них уже так или иначе внедрили системы автоматизации подбора персонала в свои процессы рекрутинга.
Крупные компании имеют больше опыта в использовании автоматизированных систем для подбора персонала
Какая польза от автоматизации
Большинство респондентов уверены, что внедрение технологий положительно скажется на эффективности подбора в целом и на их работе в частности.
Только 11% опрошенных испытывают скепсис и полагают, что наличие системы автоматизации никак не повлияет на эффективность рекрутинга.
Основное преимущество, которое опрошенные видят во внедрении HR-tech-сервисов в свою работу, — сокращение рутинных операций для высвобождения времени на решение новых задач (42%). Прозрачность и контроль бюджета на подбор (28%) и уменьшение сроков найма относительно конкурентов (26%) — тоже популярные ожидания респондентов от автоматизированных систем.
По мнению опрошенных HR-специалистов, основные сложности, с которыми компании сталкиваются при автоматизации процессов: отсутствие бюджетов и ресурсов для внедрения (56%), высокая стоимость программного обеспечения (41%) и отсутствие у провайдеров понятных метрик эффективности от их внедрения (37%).
Сложностей в процессе автоматизации подбора персонала нет только у 15% опрошенных HR-специалистов
Комментирует Марина Хадина, директор по развитию CRM-системы Talantix:
«Наше исследование в очередной раз подтвердило, что среди HR-специалистов есть четкое понимание преимуществ внедрения автоматизированных решений в процессы рекрутинга. Причем это осознание за последний год получило еще большее распространение в российских компаниях независимо от их величины и сферы бизнеса. Главным стереотипом, который еще достаточно устойчив и который еще предстоит развенчать, является мнение о дороговизне таких решений и отсутствие бюджета на их внедрение. Поэтому ключевая задача для российских HR-tech-компаний на сегодняшний день заключается в оцифровке материального эффекта автоматизации стандартных HR-процессов и кастомизации своих продуктов под задачи конкретных работодателей, а не общие рассуждения о прорывных технологиях. Только после этого мы сможем увидеть, как установка CRM или ATS станет базовым шагом в рекрутменте».
Комментирует Андрей Крылов, CEO и основатель Skillaz:
«На мой взгляд, потенциал российского рынка автоматизации в целом в HR и в подборе в частности, не задействован еще даже на 10%. Но мы видим большой интерес к диджитализации рекрутмента у крупных клиентов из банковского сектора, в ретейле, в производственных компаниях. Еще один плюс нашего рынка: многие компании, кто начинает автоматизацию с нуля, двигаются значительно быстрее западных коллег, кто уже много лет использует когда-то зарекомендовавшие себя решения, но стремительно отстающие по функционалу сегодня. Таким компаниям приходится сложнее, потому что «сломать» старое и построить все заново могут позволить себе далеко не все».
Какие HR-процессы компании уже автоматизируют
В первую очередь компании автоматизируют наиболее трудозатратные процессы с потоком однотипных задач: поиск и подбор персонала (70%), кадровое делопроизводство (56%) и расчет заработных плат и премий (52%).
Подобные намерения компаний напрямую коррелируются c потребностями сотрудников HR-департаментов. Большинство опрошенных специалистов сошлись во мнении, что рутинные повторяющиеся операции (внесение резюме в базу данных, звонки, напоминания и так далее), а также аналитика и составление отчетности — главные потребности для автоматизации процесса подбора персонала у них в компании. Так ответили 78% и 73% респондентов.
В рамках подбора персонала чаще других большинство автоматизирует отправку уведомлений кандидатам по SMS и e-mail (74%), аналитику по подбору (58%), ранжирование резюме (47%) и поиск кандидатов (42%).
В рамках подбора персонала чаще других уже автоматизированы такие этапы, как отправка уведомлений кандидатам, аналитика по подбору и ранжирование резюме
Пока гораздо в меньшей степени в российских компаниях автоматизированы процессы, связанные с коммуникацией и оценкой: только пятая часть компаний (21%) использует аудио- и чат-ботов для общения с кандидатами, проводит видеоинтервью в качестве прескрининга и роботизирует специальные проверки (медкомиссия, ПДД, службы безопасности и прочие).
Респонденты также отметили минимальный бизнес-эффект подобных инструментов на их работу и результативность подбора в целом. По их мнению, меньше всего на эффективность работы повлияли решения, которые должны упростить коммуникацию с кандидатами: автоматизированный обзвон, чат-боты, аудио- и видеоинтервью.
Положительное влияние автоматизации отмечается в рамках таких этапов, как отправка уведомлений кандидатам, аналитика по подбору и ранжирование резюме
Оценка экономического эффекта от автоматизации
Если говорить об окупаемости вложенных средств, то 48% опрошенных заявили, что их инвестиции в автоматизацию уже окупились, а 38% респондентов пока затруднились оценить бизнес-эффект от внедрения.
«Сегодня на рынке представлены сервисы, отвечающие потребностям самого разного бизнеса и его конкретным задачам по найму персонала. И если крупные компании все чаще могут позволить себе эксперименты по внедрению сразу нескольких ATS- и CRM-систем, то для небольших и быстрорастущих бизнесов важно выбрать одну систему, которая, с одной стороны, автоматизировала бы текущие процессы найма, а с другой — была масштабируема и адекватна росту бизнес-показателей и расширению потребностей в персонале, — сказала
Марина Хадина
. — Затруднение в оценке эффекта от внедрения является также ограничением возможности для руководителя HR обосновать необходимость выделения инвестиций в подобные проекты. В этой связи мы помогаем коллегам в подобных оценках, а также видим для себя как задачу для продолжения развития помогающего продукта».
Привела ли автоматизация к кадровым сокращениям
На вопрос о том, были ли кадровые сокращения в HR-департаменте после автоматизации, большинство респондентов ответили, что у них в компании никто не потерял свои рабочие места (85%). По мнению опрошенных, сокращение рутинных операций не несет в себе риска потери работы для специалистов, так как они смогут больше внимания уделять другим, более интеллектуальным задачам.
Какое будущее нас ждет?
Только 2% опрошенных посчитали, что в будущем на откуп роботам можно будет отдать принятие решений по кандидатам. Большинство специалистов считают это исключительно своей компетенцией. Также почти каждый второй респондент (42%) считает, что отдавать оценку соискателей на откуп ИИ неэтично по отношению к самому кандидату. Оценивать, отказывать в работе или нанимать его должен человек, а не система.