Найти в Дзене
Guf Guf

«Ну, погоди!» — О вечно любимом мультфильме

Меняются картинки, серийные сюжеты, но суть одна: Заяц всегда побеждает Волка. На деле проекция, не применимая к жизни: это вожделенная иллюзия народа. Пусть хоть в «сказке» будет так, как невозможно в жизни… Однако, если разобраться лучше: а побеждает ли заяц волка? Разве они враги? Скорее, похожи на двух озорных непосед.

Тут переплетается все: и добро побеждает зло, и наивность выигрышнее хищности, и заяц, по сути создание боязливое и часто оказывающееся «чьим-то обедом» — в жизни, в мультике предстает проворным, сообразительным зверем и уж тем более не оказывается съеденной жертвой.

Картошка растет как бешеная! Собрал 120 мешков с 8-ми соток. Перед посадкой...ПодробнееРоссийские окулисты ахнули, когда узнали! 100% зрение вернется за 2 недели, если капать перед сном обычный советский...Подробнее
Картошка растет как бешеная! Собрал 120 мешков с 8-ми соток. Перед посадкой...ПодробнееРоссийские окулисты ахнули, когда узнали! 100% зрение вернется за 2 недели, если капать перед сном обычный советский...Подробнее

Заяц жив-здоров — победитель, волк голоден, наказан и все время в проигрыше, заяц — хороший, волк плохой, в то же время здесь нет резко отрицательных героев. Банальный и вечно актуальный сюжет.

Аналогичный у зарубежного мультфильма «Том и Джерри», который был создан ранее «Ну, погоди!». Но дело не в том, что истории похожи, а в том, что подобные простые и понятные сюжеты «хищник-жертва и жертва вечно выигрывает» — всегда интересны народу, всегда актуальны. И в «Томе и Джерри» герои более жестоки друг к другу, серий очень много и они не такие запоминающиеся, как в «Ну, погоди!».

-2

Время конец 1960-начало 1970-х годов вообще плодородное время для советской мультипликации: кроме «Ну, погоди!» рождаются русский «Винни-пух», «Приключения Незнайки и его друзей», чуть позже — «Каникулы в Простоквашино», «Кот Леопольд», «Приключения Барона Мюнхаузена».

Мультфильм «Ну, погоди!» — 20 серийный, первая, пилотная, серия создана в 1969 году режиссёром Геннадием Сокольским, последняя — задуманная Алексеем Котеночкиным, вышла в свет в 2006 году. Правда, в киосках с пиратской продукцией, как гласят неофициальные источники, можно найти все 25 выпусков «Ну, погоди!», мол, часть и не пустили на «большую сцену», запретили.

-3
«Сценарист
Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт
Роли озвучивали     
Анатолий Папанов (Волк, 1—16),
Клара Румянова (Заяц, 1—18),
19—20: Ольга Зверева (Заяц), Игорь Христенко (Волк)».

А теперь подробнее о главных героях. Как вы думаете, кто из них по-настоящему положительный, а кто отрицательный персонаж? Конечно, в качестве первого все назовут зайца, а в качестве второго — волка. И будут, в общем-то, правы.

Но есть одно НО. Здесь нет абсолютно положительных и абсолютно отрицательных героев: волк бывает хорошим, а заяц плохим или глупым. А еще: «…вопреки своей «отрицательности», именно Волк снискал сочувствие и признание публики».

-4
«Волк изображается как хулиган: вандал, разрушающий музейные выставки, глумящийся над населением, мусорящий на улицах и т.п. Волк нарушает общественные устои и обижает слабых. Но иногда вместе с зайцем совершает добрые дела».

«Заяц подаётся как относительно положительный герой. Изображен как идеальный советский школьник, ведущий активный образ жизни — спортсмен (водные лыжи, велосипед, бег, бадминтон, парашютный спорт), юный техник, участник художественной самодеятельности.
Продавщица из Магнита заработала миллион! Каждую смену подглядывала за...Подробнее
Продавщица из Магнита заработала миллион! Каждую смену подглядывала за...Подробнее
Заяц не расценивает действия Волка как угрозу для жизни, а относится к ним как к хулиганским поступкам — неприятным, но не опасным. Часто, отделавшись от Волка, он не спешит скрыться, а наблюдает за комичной ситуацией, в которую попал Волк, или занимается своими делами. Иногда он помогает Волку, а в некоторых эпизодах они вместе противостоят общей опасности».

Смысл также в том, что герои живые, несовершенные, не идеализированные и в том, что мультфильм о перепутанной иерархии хищника и жертвы, где и жертва и хищник — неправильные и просто играют друг с другом.

-6

А было время — от работы с мультиком отказывались многие режиссеры, заинтересовался только Алексей Котеночкин, сказав перед этим:»В этом что-то есть!».

И за годы производства картины «Ну, погоди!» стал поистине народным шедевром кинематографа, когда Котеночкин уже хотел остановить создание мультика (1973 год) — «Союзмультфильм» завалили письмами фанаты «неправильных» волка и зайца с просьбами продолжить создание новых серий.

16 серий мультфильма были созданы в период с 1969 по 1986 года, и, надо сказать, это самые качественные, лучшие, любимые серии,  озвученные дуэтом Папанов-Румянова.
-7

Как бы не казалось неправдоподобным на первый взгляд использование политических подтекстов в картине — там есть самый настоящий «политконцентрат».

Ну, например:

««Ну, погоди!» — это мультфильмы, отразившие дух эпохи. Не возвышенный гегелевский «zeitgeist», а тот, что вплетен в саму материю повседневности – его не фиксируют официальные хроники, но именно он претворяется в историю в частных жизнях и коллективной памяти.

Сегодняшнему зрителю, рожденному в СССР, «Ну, погоди!» возвращает образы повседневности 70-х — доперестроечных 80-х, как волна или как сновидение. Социальные типажи, «общие места» быта и жизненного уклада, символы попкультуры застоя – все это знаки, в форме которых застывает и хранится в памяти «свидетелей» прошлое.
-8
Все персонажи, в которых есть намек на социальные модели поведения, несут печать авторской иронии, местами — сарказма советской послеоттепельной интеллигенции. Например, «дети» в «Ну, погоди!» – это разномастная и пестрая массовка: волчата, лисята, медвежата, барсучата и т.д.

Они активно и радостно потребляют всевозможные детские развлечения и доверчиво аплодируют всему, что им показывают, даже если в качестве Снегурочки на сцене пляшет неуместный Волк. Зато эпизодические роли «взрослых» почти в каждом выпуске исполняют: Бегемот, Носорог, Свинья (Слониха), иногда – Медведь, все медлительные, довольные собой и толстокожие.
-9
Вот сидит на пляже Свинья и добродушно надувает круглого зайца-симулякра. В другом выпуске она же съезжает на эскалаторе с тазиком – видно, только что купленным. Вот Медведь в пижаме, меланхолично бредущий с газетой под мышкой по вечернему Парку культуры и отдыха.

…беготня на фоне «застоя» превращается в безумие бега, который со временем, видимо, опять становится беготней. Вообще, бег – глубокая и адекватная метафора российской истории ХХ века».

На самом деле — нет в мультике никакого концентрата, а лишь оттенок политического духа тех времен. Сегодня, как мы знаем, все советское в моде, не оттого ли остается популярен и мультфильм «Ну, погоди!»?.. Время безмятежности, на взгляд многих, особенно не живших в тот период, время стабильности, гарантий, зарядки по утрам, «Голубого огонька»… В сегодняшнем вулканизирующем настоящем этого не хватает как минимум половине россиян.

-10

О зайце в соцреалистическом свете:

«Чемпион культурного отдыха – Заяц. Всецело положительный и неизменно одетый по моде спортивных парадов 30-х годов (маечка-шортики). Формула персонажа примерно такая: «плакатный соцреалистический герой минус тема учебы, труда и подвига плюс авторская ирония» — поэтому он очень спортивный, самодостаточный, простодушный, без определенной социальной, половой и возрастной принадлежности.

То выступает в хоре мальчиков-зайчиков, то танцует с Волком танго в качестве партнерши и принимает от него «миллион миллион алых роз». Может любоваться классическим искусством, может шагать с воздушным шариком в темном парке и самозабвенно стучать в барабан.
Идеальная внешность Зайца востребована мультсоциумом, что позволяет ему на протяжении сериала сделать публичную карьеру».

О волке в криминальном свете:

«По сравнению с «правильным» плакатным Зайцем Волк в этот игрушечный мир не вписывается и представления не имеет о правилах культурного отдыха. Для него нет ничего святого – он пинает мусорки, крушит музейные экспонаты,  срывает концерты, обижает маленьких и мешает жить «нормальным взрослым».

Частично его поведение к социальному контексту никакого отношения не имеет –  это диснеевский анимационный «action», который работает по принципу «если на пути Волка встретилась дверь, то она должна выстрелить», — т.е. он обязательно врежется в косяк.

-11
Поведенческие стереотипы «советского хулигана» (или – шире – типичные отношения советского гражданина и власти) сквозят в персонаже тогда, когда он сталкивается с любыми представителями власти,  –  милицией, смотрителем музея, вахтером, пожарником, прорабом.

«Гражданин начальник» — единственный, кто может ненадолго приостановить очередной деструктивно-асоциальный акт Волка и с кем он легко приходит к взаимопониманию.
Как правило, Волк стремится проскользнуть мимо, если оказывается замеченным – хитрит и подхалимничает, если это не помогает – подчиняется. Часто дремлющие представители власти (Бегемоты, Носороги, Медведи) принимают подхалимаж как должное».
-12

Большинство людей на вопрос «почему они любят мультик «Ну, погоди!»» — ответят, что картина интересная, понятная, легкая, симпатичный, не сильно умный Волк, милый зайчишка — иногда хочется окунуться в атмосферу просто отдыха, без нравоучений, а если еще на фоне этого зверушки играют в «догоняшки», во всем виден дух столь любимого ныне советского времени — то это релаксация вдвойне…

Тогда почему же запрещали показ мультфильма? Ведь по идее — все безоблачно. Наверное, все помнят скандал разразившийся тогда: у россиян был шкал возмущения из-за запрета мультика. Кто-то даже высказывал версию, что это был пиар-ход.

-13
«В конце августа 2012 года после обсуждения в ВГТРК категоризации мультфильма в соответствии со вступающим с 1 сентября в силу принятым в 2010 году законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в Интернете появились слухи о якобы принятом решении отнести его из-за сцен насилия или курения к категории «18+» и показывать по телевидению без купюр только после 23:00».

Зрители протестовали, мол, всякую гадость по ТВ показывают, а безобидный мультик запретили…

Позже конфликт «рассосался», словно ничего и не было, дело замяли отговорками, что на самом деле критике подвергался шведский мультик с аналогичным названием, СМИ все перепутали. Если это пиар-ход, то он удался, судя по рейтингам…

-14

«Ну, погоди!» сегодня, несомненно, не просто мультик, это целая эпоха, это культура, бесценный экспонат в копилке советских реликвий и пример хорошей работы профессионалов… Тем более, только спустя время, люди смогли по-настоящему оценить масштаб, качество творения.

Как это часто и бывает с многими вещами — кто-то, поняв, что проект прибыльный, начинает «стряпать» что-то похожее на скорую руку, аляписто, неаккуратно, искренне надеясь, что повторит успех — и «Ну, погоди!» пытались возродить после 2000-х годов, но это, естественно, не получилось столь ярко, профессионально, как с прежними сериями.

-15

О вечно любимом мультфильме «Ну, погоди!» отзываются зрители:

«Заяц и Волк — это не жертва и преследователь, а двое проказливых приятелей. В трудные минуты они всегда готовы прийти на помощь друг другу. Вспомните, как в серии о стройке Заяц навещал покалеченного Волка в больнице? Как Заяц плакал над перчаткой Волка, думая, что тот погиб?

Подводя итог, можно сделать вывод: мультсериал не только развлекает, но и воспитывает в юных умах чувства сострадания, доброты и отзывчивости».
-16
Этот мультсериал — бриллиант в сокровищнице советской анимации. Я сама выросла на мультиках о приключениях Волка и Зайца и обязательно покажу их своим будущим детям. Несмотря на то, что по сути «Ну, погоди!» является аналогом всемирно известных «Том и Джерри», есть ряд черт, присущих только нашим «зверюшкам».

Вердикт: лучший советский мультфильм, один из тех, что называют «разумным, добрым, вечным».

… Несмотря на различные трудности и лишения, последующую смену политического строя, смену власти и иные проблемы, которым было место в нашем обществе, народ всегда знал, что надеяться на счастье и добро можно, люди всегда смотрели этот мультсериал, поднимали себе тем самым настроение, и смотрели в будущее с уверенностью, желая изменить всё вокруг себя к лучшему, что, собственно говоря, лично я и стараюсь сделать!..
-17
«Я не могу спокойно говорить о мультфильме «Ну, погоди!». Потому что давно и прочно являюсь дикой фанаткой этого чудесного мульт-шедевра. «Ну, погоди!» — атрибут детства всех россиян, это непременный признак чистого заливистого смеха, моря доброты и кучи хороших положительных эмоций! Это сладкие воспоминания детства, это фразы заученные наизусть!»

А вы почему любите мультфильм «Ну, погоди!»?

-18