Меняются картинки, серийные сюжеты, но суть одна: Заяц всегда побеждает Волка. На деле проекция, не применимая к жизни: это вожделенная иллюзия народа. Пусть хоть в «сказке» будет так, как невозможно в жизни… Однако, если разобраться лучше: а побеждает ли заяц волка? Разве они враги? Скорее, похожи на двух озорных непосед.
Тут переплетается все: и добро побеждает зло, и наивность выигрышнее хищности, и заяц, по сути создание боязливое и часто оказывающееся «чьим-то обедом» — в жизни, в мультике предстает проворным, сообразительным зверем и уж тем более не оказывается съеденной жертвой.
Заяц жив-здоров — победитель, волк голоден, наказан и все время в проигрыше, заяц — хороший, волк плохой, в то же время здесь нет резко отрицательных героев. Банальный и вечно актуальный сюжет.
Аналогичный у зарубежного мультфильма «Том и Джерри», который был создан ранее «Ну, погоди!». Но дело не в том, что истории похожи, а в том, что подобные простые и понятные сюжеты «хищник-жертва и жертва вечно выигрывает» — всегда интересны народу, всегда актуальны. И в «Томе и Джерри» герои более жестоки друг к другу, серий очень много и они не такие запоминающиеся, как в «Ну, погоди!».
Время конец 1960-начало 1970-х годов вообще плодородное время для советской мультипликации: кроме «Ну, погоди!» рождаются русский «Винни-пух», «Приключения Незнайки и его друзей», чуть позже — «Каникулы в Простоквашино», «Кот Леопольд», «Приключения Барона Мюнхаузена».
Мультфильм «Ну, погоди!» — 20 серийный, первая, пилотная, серия создана в 1969 году режиссёром Геннадием Сокольским, последняя — задуманная Алексеем Котеночкиным, вышла в свет в 2006 году. Правда, в киосках с пиратской продукцией, как гласят неофициальные источники, можно найти все 25 выпусков «Ну, погоди!», мол, часть и не пустили на «большую сцену», запретили.
«Сценарист
Феликс Камов, Александр Курляндский, Аркадий Хайт
Роли озвучивали
Анатолий Папанов (Волк, 1—16),
Клара Румянова (Заяц, 1—18),
19—20: Ольга Зверева (Заяц), Игорь Христенко (Волк)».
А теперь подробнее о главных героях. Как вы думаете, кто из них по-настоящему положительный, а кто отрицательный персонаж? Конечно, в качестве первого все назовут зайца, а в качестве второго — волка. И будут, в общем-то, правы.
Но есть одно НО. Здесь нет абсолютно положительных и абсолютно отрицательных героев: волк бывает хорошим, а заяц плохим или глупым. А еще: «…вопреки своей «отрицательности», именно Волк снискал сочувствие и признание публики».
«Волк изображается как хулиган: вандал, разрушающий музейные выставки, глумящийся над населением, мусорящий на улицах и т.п. Волк нарушает общественные устои и обижает слабых. Но иногда вместе с зайцем совершает добрые дела».
«Заяц подаётся как относительно положительный герой. Изображен как идеальный советский школьник, ведущий активный образ жизни — спортсмен (водные лыжи, велосипед, бег, бадминтон, парашютный спорт), юный техник, участник художественной самодеятельности.
Заяц не расценивает действия Волка как угрозу для жизни, а относится к ним как к хулиганским поступкам — неприятным, но не опасным. Часто, отделавшись от Волка, он не спешит скрыться, а наблюдает за комичной ситуацией, в которую попал Волк, или занимается своими делами. Иногда он помогает Волку, а в некоторых эпизодах они вместе противостоят общей опасности».
Смысл также в том, что герои живые, несовершенные, не идеализированные и в том, что мультфильм о перепутанной иерархии хищника и жертвы, где и жертва и хищник — неправильные и просто играют друг с другом.
А было время — от работы с мультиком отказывались многие режиссеры, заинтересовался только Алексей Котеночкин, сказав перед этим:»В этом что-то есть!».
И за годы производства картины «Ну, погоди!» стал поистине народным шедевром кинематографа, когда Котеночкин уже хотел остановить создание мультика (1973 год) — «Союзмультфильм» завалили письмами фанаты «неправильных» волка и зайца с просьбами продолжить создание новых серий.
16 серий мультфильма были созданы в период с 1969 по 1986 года, и, надо сказать, это самые качественные, лучшие, любимые серии, озвученные дуэтом Папанов-Румянова.
Как бы не казалось неправдоподобным на первый взгляд использование политических подтекстов в картине — там есть самый настоящий «политконцентрат».
Ну, например:
««Ну, погоди!» — это мультфильмы, отразившие дух эпохи. Не возвышенный гегелевский «zeitgeist», а тот, что вплетен в саму материю повседневности – его не фиксируют официальные хроники, но именно он претворяется в историю в частных жизнях и коллективной памяти.
Сегодняшнему зрителю, рожденному в СССР, «Ну, погоди!» возвращает образы повседневности 70-х — доперестроечных 80-х, как волна или как сновидение. Социальные типажи, «общие места» быта и жизненного уклада, символы попкультуры застоя – все это знаки, в форме которых застывает и хранится в памяти «свидетелей» прошлое.
Все персонажи, в которых есть намек на социальные модели поведения, несут печать авторской иронии, местами — сарказма советской послеоттепельной интеллигенции. Например, «дети» в «Ну, погоди!» – это разномастная и пестрая массовка: волчата, лисята, медвежата, барсучата и т.д.
Они активно и радостно потребляют всевозможные детские развлечения и доверчиво аплодируют всему, что им показывают, даже если в качестве Снегурочки на сцене пляшет неуместный Волк. Зато эпизодические роли «взрослых» почти в каждом выпуске исполняют: Бегемот, Носорог, Свинья (Слониха), иногда – Медведь, все медлительные, довольные собой и толстокожие.
Вот сидит на пляже Свинья и добродушно надувает круглого зайца-симулякра. В другом выпуске она же съезжает на эскалаторе с тазиком – видно, только что купленным. Вот Медведь в пижаме, меланхолично бредущий с газетой под мышкой по вечернему Парку культуры и отдыха.
…беготня на фоне «застоя» превращается в безумие бега, который со временем, видимо, опять становится беготней. Вообще, бег – глубокая и адекватная метафора российской истории ХХ века».
На самом деле — нет в мультике никакого концентрата, а лишь оттенок политического духа тех времен. Сегодня, как мы знаем, все советское в моде, не оттого ли остается популярен и мультфильм «Ну, погоди!»?.. Время безмятежности, на взгляд многих, особенно не живших в тот период, время стабильности, гарантий, зарядки по утрам, «Голубого огонька»… В сегодняшнем вулканизирующем настоящем этого не хватает как минимум половине россиян.
О зайце в соцреалистическом свете:
«Чемпион культурного отдыха – Заяц. Всецело положительный и неизменно одетый по моде спортивных парадов 30-х годов (маечка-шортики). Формула персонажа примерно такая: «плакатный соцреалистический герой минус тема учебы, труда и подвига плюс авторская ирония» — поэтому он очень спортивный, самодостаточный, простодушный, без определенной социальной, половой и возрастной принадлежности.
То выступает в хоре мальчиков-зайчиков, то танцует с Волком танго в качестве партнерши и принимает от него «миллион миллион алых роз». Может любоваться классическим искусством, может шагать с воздушным шариком в темном парке и самозабвенно стучать в барабан.
Идеальная внешность Зайца востребована мультсоциумом, что позволяет ему на протяжении сериала сделать публичную карьеру».
О волке в криминальном свете:
«По сравнению с «правильным» плакатным Зайцем Волк в этот игрушечный мир не вписывается и представления не имеет о правилах культурного отдыха. Для него нет ничего святого – он пинает мусорки, крушит музейные экспонаты, срывает концерты, обижает маленьких и мешает жить «нормальным взрослым».
Частично его поведение к социальному контексту никакого отношения не имеет – это диснеевский анимационный «action», который работает по принципу «если на пути Волка встретилась дверь, то она должна выстрелить», — т.е. он обязательно врежется в косяк.
Поведенческие стереотипы «советского хулигана» (или – шире – типичные отношения советского гражданина и власти) сквозят в персонаже тогда, когда он сталкивается с любыми представителями власти, – милицией, смотрителем музея, вахтером, пожарником, прорабом.
«Гражданин начальник» — единственный, кто может ненадолго приостановить очередной деструктивно-асоциальный акт Волка и с кем он легко приходит к взаимопониманию.
Как правило, Волк стремится проскользнуть мимо, если оказывается замеченным – хитрит и подхалимничает, если это не помогает – подчиняется. Часто дремлющие представители власти (Бегемоты, Носороги, Медведи) принимают подхалимаж как должное».
Большинство людей на вопрос «почему они любят мультик «Ну, погоди!»» — ответят, что картина интересная, понятная, легкая, симпатичный, не сильно умный Волк, милый зайчишка — иногда хочется окунуться в атмосферу просто отдыха, без нравоучений, а если еще на фоне этого зверушки играют в «догоняшки», во всем виден дух столь любимого ныне советского времени — то это релаксация вдвойне…
Тогда почему же запрещали показ мультфильма? Ведь по идее — все безоблачно. Наверное, все помнят скандал разразившийся тогда: у россиян был шкал возмущения из-за запрета мультика. Кто-то даже высказывал версию, что это был пиар-ход.
«В конце августа 2012 года после обсуждения в ВГТРК категоризации мультфильма в соответствии со вступающим с 1 сентября в силу принятым в 2010 году законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в Интернете появились слухи о якобы принятом решении отнести его из-за сцен насилия или курения к категории «18+» и показывать по телевидению без купюр только после 23:00».
Зрители протестовали, мол, всякую гадость по ТВ показывают, а безобидный мультик запретили…
Позже конфликт «рассосался», словно ничего и не было, дело замяли отговорками, что на самом деле критике подвергался шведский мультик с аналогичным названием, СМИ все перепутали. Если это пиар-ход, то он удался, судя по рейтингам…
«Ну, погоди!» сегодня, несомненно, не просто мультик, это целая эпоха, это культура, бесценный экспонат в копилке советских реликвий и пример хорошей работы профессионалов… Тем более, только спустя время, люди смогли по-настоящему оценить масштаб, качество творения.
Как это часто и бывает с многими вещами — кто-то, поняв, что проект прибыльный, начинает «стряпать» что-то похожее на скорую руку, аляписто, неаккуратно, искренне надеясь, что повторит успех — и «Ну, погоди!» пытались возродить после 2000-х годов, но это, естественно, не получилось столь ярко, профессионально, как с прежними сериями.
О вечно любимом мультфильме «Ну, погоди!» отзываются зрители:
«Заяц и Волк — это не жертва и преследователь, а двое проказливых приятелей. В трудные минуты они всегда готовы прийти на помощь друг другу. Вспомните, как в серии о стройке Заяц навещал покалеченного Волка в больнице? Как Заяц плакал над перчаткой Волка, думая, что тот погиб?
Подводя итог, можно сделать вывод: мультсериал не только развлекает, но и воспитывает в юных умах чувства сострадания, доброты и отзывчивости».
Этот мультсериал — бриллиант в сокровищнице советской анимации. Я сама выросла на мультиках о приключениях Волка и Зайца и обязательно покажу их своим будущим детям. Несмотря на то, что по сути «Ну, погоди!» является аналогом всемирно известных «Том и Джерри», есть ряд черт, присущих только нашим «зверюшкам».
Вердикт: лучший советский мультфильм, один из тех, что называют «разумным, добрым, вечным».
… Несмотря на различные трудности и лишения, последующую смену политического строя, смену власти и иные проблемы, которым было место в нашем обществе, народ всегда знал, что надеяться на счастье и добро можно, люди всегда смотрели этот мультсериал, поднимали себе тем самым настроение, и смотрели в будущее с уверенностью, желая изменить всё вокруг себя к лучшему, что, собственно говоря, лично я и стараюсь сделать!..
«Я не могу спокойно говорить о мультфильме «Ну, погоди!». Потому что давно и прочно являюсь дикой фанаткой этого чудесного мульт-шедевра. «Ну, погоди!» — атрибут детства всех россиян, это непременный признак чистого заливистого смеха, моря доброты и кучи хороших положительных эмоций! Это сладкие воспоминания детства, это фразы заученные наизусть!»
А вы почему любите мультфильм «Ну, погоди!»?