Итак, сегодня мой 37-й День Рождения и тот самый день, когда закрылись все театры Москвы.
Отменены все мероприятия, включая мою лекцию по режиссуре, которую я все таки планирую провести позже. И раз уж возникла такая интересная ситуация, хочу озвучить некоторые соображения здесь. Чтобы моя подготовка не прошла зря, а зрители не заскучали в ожидании.
Сегодняшнее затишье в деятельности театров, по какой бы причине оно не произошло, факт безусловно положительный. Наверное, что-то должно было остановить этот парад бессмысленного эпатажа, недоучек-недоделок и убогих попыток выдать ремесло за великое искусство.
Надо признать, что театр в России вымирает.
Начиная с учебных заведений и продолжая театрами государственными и частными. А то, что ещё осталось и развивалось до недавнего времени, тоже находится на грани вымирания и без поддержки долго не протянет.
Этот текст – не призыв помогать, налаживать, сохранять… Думаю, театру надо дать исчезнуть. Или хотя бы поставить его на паузу, как сейчас. Только без видеотрансляций. Тогда через время он сможет возникнуть заново, как явление освобожденное от негативного опыта последних десятилетий.
У современного театра две неразрешимых проблемы – создатели и зрители.
Говоря о создателях, я прежде всего, подразумеваю режиссеров и актёров. Именно на них лежит ответственность за идею постановки и её воплощение. Современный создатель, в большинстве своём, уже много лет занят не служением искусству, а «самовыражением». И совершенно не стесняется этого. Самовыражение, саморазвитие, личностный рост – прекрасные задачи для ученика, любителя… для всех тех, в чьей жизни театр – хобби. Тот, кто занимается театром профессионально, представляет современную культуру. И этой культуре предстоит оставить след в истории и возможно стать фундаментом для последующего развития цивилизации. Осознание этой ответственности сейчас, к сожалению, практически утеряно.
Проблема зрителей – неспособность отличить талантливого создателя от «самовыражателя» или непонимание разницы между ними. Здесь можно винить и массовую культуру, и недостатки системы образования, и театральное сообщество. Но факт остаётся фактом.
В Москве сейчас есть всего три театра и несколько спектаклей.
Могу сказать, что в Москве сейчас есть всего три театра и несколько спектаклей, на которые должны стоять огромные очереди. Потому что это глубоко, понятно, искренне и художественно. Пока их камерные залы заполняются. Но, насколько я знаю, не каждый раз полностью. И когда я думаю об этом, то все же очень хочу верить, что стили и системы работы именно этих театров оставят след в истории, как картины Ван Гога, так и недооцененные в свое время.
А пока тишина.