Найти тему
ПРЕМИЯ АРХИWOOD

"О дереве без фанатизма" Евгений Асс

Из книги Николая Малинина "Новое деревянное":

"В советской архитектурной школе, которую я прошел, дерево как строительный материал даже не рассматривалось. Оно относилось к категории дачного строительства – достаточно своеобразного феномена того периода, который сейчас начинает привлекать к себе внимание, а тогда, конечно же, никакого интереса не вызывал.

Дом в Кратово. Московская обл., пос. Кратово. 2014. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева. Фотография © “PINO” деревянные дома
Дом в Кратово. Московская обл., пос. Кратово. 2014. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева. Фотография © “PINO” деревянные дома

Только в девяностые годы, с появлением частного заказа мы стали обращаться к деревянной архитектуре, и лично для меня она стала особым направлением. Этот материал интересен мне как сам по себе, так и в сочетании с другими – дерево мне «созвучно», я «чувствую» его. С детства меня завораживал запах свежей древесины, вихри стружек в мастерской. Я и сам что-то пытался делать на токарном станке. В студенческие годы мы изучали деревянную архитектуру Севера, ездили в Архангельскую область. Возможно, в этом была определенная дань моде тех лет, но мне это было по-настоящему близко и интересно. Конечно, к глубокому осмыслению этих вещей я пришел много позднее. Например, я вдруг понял, что дерево – единственный из всех строительных материалов, который никогда не пребывал в жидком состоянии. Камень был магмой, кирпич – глиной, металл, как известно, льют. Дерево сразу создано природой таким, каким мы его получаем и используем, и в этом его устойчивость во всех смыслах слова.

 Вернисаж на Крымской набережной, Москва. 2012. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева.
Вернисаж на Крымской набережной, Москва. 2012. Архитекторы асс. Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева.

Другая его особенность – это материал, предназначенный для сборки; мы складываем из него, как из конструктора, и сложить можем все что угодно. При этом, нужно заметить, никакие дополнительные слои не требуются – оно служит и конструктивным материалом стены, и утеплителем, и отделкой. И, конечно же, важна его податливость, пластичность – его можно подтесать, подшлифовать, вбить гвоздь, наконец. Между прочим, это не так уж маловажно, как может показаться на первый взгляд. Как соединить два куска металла? Два кирпича? А в дерево можно просто вбить гвоздь.

Домик в лесу, 2002. Архитекторы асс. Евгений Асс, Ваагн Арутюнян.
Домик в лесу, 2002. Архитекторы асс. Евгений Асс, Ваагн Арутюнян.

Следующий слой понимания дерева как строительного материала – его особый масштаб. Конечно, сейчас выпускаются клееные балки невероятных пролетов. Но если отвлечься от новых технологий, мы заметим, что постройка из бревен всегда сомасштабна человеку – и тектоникой своей стены, и размером балки. Словно природа сама нам подсказывает, какого размера должен быть наш дом, ни больше и ни меньше. И проем в бревенчатой стене – вещь стопроцентно органичная, а для меня это особое качество. Мне нравится, когда работает соотношение тектонической плоскости и проема, и на этом строю свои архитектурные решения.

Дом Б, Пирогово, 2004. Архитекторы асс. Евгений Асс, Ваагн Арутюнян, Виктория Тренина.
Дом Б, Пирогово, 2004. Архитекторы асс. Евгений Асс, Ваагн Арутюнян, Виктория Тренина.

В последнее время я почувствовал потребность немного смягчить строгий модернистский подход к частной архитектуре. В своих новых проектах деревянных домов я опираюсь на дачную эстетику 30–50-х годов, когда дачи еще сохраняли некий интеллигентский дореволюционный дух; они уже не были витиеватыми постройками эпохи модерна, но и еще не превратились в скворечники, как это было в 60–70-е годы. Это очень простые дома, но, одновременно, они лишены выхолощенности – сейчас мне это ближе, и, мне кажется, они понятны среднему классу. Я проектировал эти дома для типового строительства, к которому у нас в стране, как все мы знаем, пристрастие существует еще с петровских времен.