Многие водители испытали ситуацию. Возвращение домой после долгого путешествия - ночь, последние десятки километров. Движение минимально, остальные пассажиры в машине давно заснули, а радио по-прежнему воспроизводит те же песни на протяжении сотен километров. Внезапно голова падает, казалось бы, за долю секунды, водитель просыпается и резким рывком руля корректирует направление движения автомобиля, который с тех пор покинул полосу движения. Так что это микро сон.
Многие автомобилисты выходят без происшествий, но многим другим уже не везет. «Микроспанек попадает в категорию аварий из-за отсутствия вождения, что, как правило, является самой распространенной и трагической причиной аварий», - говорит Карел Мулач, руководитель исследовательской группы по безопасности дорожного движения в ŠKODA AUTO.
Движущийся автомобиль, который в данный момент фактически никто не ведет, может выехать с дороги и встретить любое препятствие, пешехода, велосипедиста, врезаться в автомобиль впереди или, что хуже всего, бежать в противоположном направлении и встретить встречное транспортное средство. «Хотя звонки и вождение автомобиля могут быть запрещены законодательством, вы не сможете решить проблему с микрорукавом», - говорит Мулач, почему водители часто недооценивают это и не придают ему большого значения.
Коварная ночь и однообразие
Усталость является очевидной причиной микро-сна. Его причины, однако, разные. «Чаще всего такие ситуации возникают ночью, обычно после долгого путешествия или наоборот, у сонных водителей. Но микросон может удивить нас в течение дня », - предупреждает Мулач. «Сон обычно восстанавливает тело, и это желание может появиться даже после тяжелой рабочей встречи. Например, когда команда коллег возвращается за сотни километров, пассажиры засыпают, водитель остается один и тоже хочет спать », - говорит Мулач.
Профессор Матуш Шуча из факультета психологии факультета искусств Университета Палацкого в Оломоуце также говорит, что микросон может возникнуть в неожиданных ситуациях. «Усталость может возникать из-за монотонной активности, даже если человек, хорошо спящий и отдохнувший, может устать после длительного периода монотонной активности. Когда мы подвергаемся воздействию постоянно повторяющихся раздражителей, мы можем быть не так бдительны, и наша активность снижается », - объясняет Шуха.
Вождение автомобиля - именно такая монотонная деятельность. «У водителей часто бывают автоматические действия, а тело получает стимулы для отдыха», - говорит о том, почему такое сложное занятие, как вождение человека, может буквально усыпить.
Отдых и планирование
По мнению обоих экспертов, лекарства от микросна нет, единственный способ избежать этого - отдых. «Идеально - остановиться, опустить сиденье и спать в течение 15 минут», - объясняет Карел Мулач, как должен вести себя водитель, если он действительно устал или действительно проснулся от микросна.
Однако он указывает, что необходимо остановиться в безопасном месте, что иногда может быть проблемой. «Многие участники таких происшествий говорили нам, что она чувствовала это на себе, но на шоссе был ближайший выезд или ближайшая заправка, возможно, в пятнадцати километрах. И водитель больше не заканчивал это », - подтверждает предательская ситуация. Однако останавливаться любой ценой в полосе движения не рекомендуется.
Как справиться с микро-сном?
- Если вы ложитесь спать рано, не ездите до поздней ночи.
- Если вы не рано вставали, не выходите на жару.
- Хорошо спланируйте свое путешествие.
- Обратите внимание на регулярные остановки.
- Остановитесь в безопасном месте и расслабьтесь.
- Веселитесь с пассажиром.
- Выпей кофе, открой окно.
- Не полагайтесь на помощников по безопасности.
- Помните, что отдохнувший водитель - лучший помощник.
«Главный совет, как избежать микросна, - это хорошо спланировать свое путешествие. Двигайтесь в обычном темпе, двигайтесь в нужное время, делайте перерывы. Некоторые люди не любят ездить по утрам, в то время как другие ездят до поздней ночи, мы должны адаптировать планирование поездки к этому », - отмечает Мулач.
Общие рекомендации по микросону разные. Кто-то советует вам немного заняться спортом, выпить кофе или энергетический напиток. Как правило, эти решения занимают некоторое время, но проблема в том, что усталость наступает еще интенсивнее. В некоторой степени это также помогает вращать различные стимулы. Частые перерывы на дороге или разговор с пассажиром помогут.
Помощник Driver Alert распознает симптомы усталости водителя и в этом случае просит его сделать перерыв.
Док. Шуча также говорит, что водители должны научиться распознавать наступающую усталость. «Не существует универсального совета о том, как воспринимать усталость. Требуется большая забота к себе. Проще говоря, водителю полезно думать и думать об усталости », - добавляет Шуча, добавляя, что большинство людей склонны игнорировать усталость. «Нас подсознательно учат выполнять напряженную работу и некоторое время не чувствовать усталости», - объясняет предательство человеческого тела.
Лучший помощник - водитель
Но нет надежного научного способа выявления усталости. «Не существует надежных неинвазивных методов обнаружения усталости, например, такие вещи, как ЭЭГ, не работают при нормальной работе, что в любом случае было бы неудобно для водителей», - говорит доцент Оломоуцкого университета. Автомобили сегодня имеют разные способы обнаружения усталости, но, по словам Шуча, обычно предупреждают водителя только тогда, когда уровень усталости достигает определенного порога. До этого ни датчики рулевого колеса, ни какие-либо камеры в автомобиле не могли надежно обнаружить усталость.
Когда дело доходит до микро сна, то традиционные системы помощи, которые обычно помогают водителям, не должны спасать все. «Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда автомобиль на хорошей дороге между полями с водителем в микросне может поддерживать систему управления полосой движения на дороге», - рассказывает Карел Мулач. «Водитель просыпается, с ним ничего не случилось, и он продолжает водить машину. Через несколько километров он едет по извилистой дороге через лес без хорошей горизонтальной разметки и снова засыпает. Вместо того, чтобы въезжать в поле и последствия будут минимальными, он может ударить по дереву в лесном массиве », - предлагает он.
Тем не менее, в некоторых ситуациях водитель может сохранить драйвер в режиме микро-сна. Автомобили, оснащенные Emergency Assistant, могут самостоятельно останавливаться и включать сигнальные огни. Система активируется автоматически, если водитель не подходит для вождения, сначала для звукового предупреждения водителя, затем для блокировки автомобиля, и, если водитель не отвечает, автомобиль с DSG может автоматически остановиться. В любом случае, передовые и современные системы помощи по-прежнему являются хорошим помощником и нуждаются в предельном, отдохнувшем и внимательном водителе - для их идеального эффекта.
Конечно, интеллектуальные системы безопасности помогут вам управлять автомобилем, но в конечном итоге вы - самая важная особенность безопасности.