Приветствую всех аудиогурманов, ценителей музыки хорошей и разной, решивших посетить очередной выпуск рубрики, посвященной дебютным альбомам. Пока весь мир садится на карантин, скупая маски, крупы и туалетную бумагу, в нашем виртуальном кафе можно собираться какими угодно толпами, даже если вы, не дай б-г, чихаете и кашляете. Сегодня мы отведаем ещё несколько изысканных блюд талантливых альбомов, выпущенных дерзкими новичками, которые лихо врывались в мир музыки, делая его интереснее и разнообразнее. Не буду утомлять вас долгими предисловиями, лучше сразу пальну из стартового пистолета, и поехали. Собственно, с пистолета и начнем, точнее, с британской группы Gun, наделавшей немало шороха в конце шестидесятых годов прошлого века. Это могучее (power) трио исполняло весьма оригинальную смесь хард-рока и психоделии, основываясь на убедительных риффах в сочетании с яркими мелодиями. Группу основал бас-гитарист и певец Пол Гурвиц (Paul Gurvitz) ещё в 1966 году под названием Knack, но свой окончательный вид она приняла через год, когда к ней присоединился младший брат Пола - гитарист Адриан (Adrian Gurvitz). Братья выросли в дружной еврейской семье, но старались не афишировать свое происхождение и выступали под псевдонимом Curtis - видимо, "пятая графа" имела значение не только в СССР. Третьим участником банды был барабанщик Луис Фаррелл (Louis Farrell), любитель игры громкой и бескомпромиссной.
В октябре 1968 года на всю Британию прогремел сингл Gun с композицией Run With The Devil, а вскоре и дебютный альбом подоспел, и хотя он в отличие от сингла большого успеха не добился, содержал много чего любопытного.
Примечательно, что рисунок для обложки выполнил знаменитый оформитель Роджер Дин (Roger Dean), для которого это тоже был дебют в данной роли. Дин дал волю фантазии, изобразив стаю демонов-монстров, купающихся в адском пламени, и таким образом предвосхитил каноны дизайна "металлических" альбомов будущего.
Под стать обложке была и открывающая композиция, та самая Race With The Devil (Наперегонки с дьяволом), начинающаяся торжественными хорами под фанфары и перерастающая затем в хард-роковый боевик с въедливым как коронавирус резким гитарным риффом, ломовой партией ударных (от которой, по словам барабанщика Фаррелла, сотрясались стены студии) и напряженным высоким голосом вокалиста, который в припеве заходится истерическим дьявольским смехом. Сингл с песней вошел в британскую десятку, Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) счел её рифф одним из лучших в роке, в дальнейшем каверы на неё делали многие металлисты (в том числе Judas Priest), и в целом это были три минуты славы для Gun. Но остальной материал на диске не менее интересен, хотя и выдержан не в таком прямолинейно-хардовом ключе. Уже вторая композиция, "Печальная сага о мальчике и пчеле", своим названием сразу намекает на психоделическое содержание, а вокальные гармонии и оркестровые вставки заставляют вспомнить The Beatles периода Revolver (вот и пересечение револьвера с пистолетом налицо). Битловские мотивы появляются и в дальнейшем, например Sunshine выглядит как Good Day Sunshine Часть 2, но вряд ли это можно назвать недостатком, поскольку мало кто тогда вообще избежал влияния великого квартета. Хороша динамичная и яркая Yellow Cab Man (посвященная нелегкому труду водителей такси) , с интенсивной работой ритм-секции, поверх которой гитара изображает звуки полицейской сирены. Стебная It Won't Be Long (Heartbeat) выглядит стильным, но все же дурачеством, а вот Rat Race, напротив, очень красивый медленный номер с чудесной мелодией. Под занавес альбома Gun устраивают настоящую психоделическую вакханалию на одиннадцатиминутной Take Off, состоящей в основном из импровизаций, не упустив случая вставить кусочек из "Хава Нагилы". Музыкальный бомонд принял пластинку на ура, критики сочли группу достойным соперником для суперпопулярных Cream, но коммерческий неуспех заставил музыкантов упростить свой стиль, и второй альбом уже не содержал каких-либо откровений, а после его выхода коллектив и вовсе распался. Правда, воинственные братья на этом не успокоились: они сменили барабанщика и взяли название Three Man Army (Армия из трех человек), а потом ещё раз сменили барабанщика и получилась Baker Gurvitz Army, так как к ним присоединился легендарный Джинджер Бейкер (Ginger Baker) из тех самых Cream. Первая "Армия" исполняла довольно стандартный хард-рок, ничем не выделяясь среди подобных команд, а с приходом Бейкера дело пошло повеселее: музыка обогатилась элементами арт-рока, да и звучание стало поинтереснее. Но момент уже был упущен, и в 1976 году это воинство тоже разбежалось. Самым удачливым и практичным из всех оказался Адриан Гурвиц: бывший рокер стал успешным сочинителем поп-песен, эксплуатируя свой талант сочинять легкие запоминающиеся мелодии. Он и сам исполнял свои песни, и писал для других - его материал использовали Hot Chocolate, Eddie Money, Chicago и другие. А наибольшую известность принесла Гурвицу композиция Even If My Heart Would Break, прозвучавшая в знаменитом фильме "Телохранитель". Впрочем, это уже совсем другая эпоха. Мы же вернемся в те времена, когда открытия в музыке совершались на каждом шагу, а шедевры и просто новаторские произведения сыпались как из рога изобилия. И раз уж была упомянута славная группа Chicago, вспомним её дебют - двойной альбом Chicago Transit Authority, вышедший в апреле 1969 года.
Тогда Chicago ещё не были откровенно коммерческой группой, в которую они превратились с течением времени. Музыканты называли свой коллектив "рок-н-ролльной бандой с дудками", но в их композициях присутствовало сильное джазовое начало, а в текстах поднимались остросоциальные темы. Издать дебют такой группы в виде сразу двойного альбома было шагом довольно рискованным, и в Европе такой проект скорее всего был бы обречен на неудачу, но Америка могла себе это позволить. Америка была богата, благополучна и щедра, как и лейбл Columbia, подписавший контракт с исполнителями, носившими тогда ещё имя The Big Thing (Большая Штука). Название это обыгрывало как амбиции музыкантов, так и расширенный состав группы, включавший в себя на тот момент семерых человек.
Помимо традиционных для рока инструментов, в команду входила духовая секция из трех участников: саксофонист Уолтер Паразайдер (Walter Parazaider), трубач Ли Лафнэйн (Lee Loughnane) и тромбонист Джеймс Панков (James Pankow). На гитаре играл Терри Кэт (Terry Kath), за клавишные отвечал Роберт Лэмм (Robert Lamm), а ритм-секцию составляли Питер Сетера (Peter Cetera) - бас и Дэнни Серафин (Danny Seraphine) - ударные. Пели Сетера, Лэмм и Кэт, а каждый из духовиков владел ещё и какой-нибудь перкуссией, чтобы не простаивать без дела. Таким образом, банда из Чикаго была вооружена до зубов, представляя из себя маленький оркестр с большими возможностями. В январе 1969 г. эти ребята за короткий срок записали множество материала, в основном собственного сочинения, и в апреле того же года альбом поступил в продажу.
Несмотря на то, что музыканты не имели опыта студийной работы, группа предстает уверенным в себе, слаженным коллективом. Этому способствовал продюсер и опекун James William Guercio, всячески помогавший новичкам (именно он выбил для них сделку с Columbia, одной из крупнейших американских компаний). Открывает альбом пьеса, представляющая участников группы, солирующих по очереди, и соответственно названная "Introduction" - как сейчас говорят, "Презентация". После этого бодрого вступления ансамбль демонстрирует бесконечное разнообразие стилей, жанров и аранжировок: тут и традиционный джаз, и напористый ритм-энд-блюз, и ещё более напористый джаз-рок, и даже авангарду отдана дань в виде инструментального фрагмента Free Form Guitar, представлявшего из себя импровизацию на гитаре Терри Кэта. Кстати, фанатом игры Кэта был не кто иной, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), признававший его превосходство над собой. Чего на альбоме нет, так это сладких поп-баллад, которыми группа прославилась в последующие годы. Не числится, кстати, среди авторов басист Сетера, принесший впоследствии немало хитов в копилку группы, а основным композитором выступил Лэмм с небольшой помощью Кэта и Панкова. Песня I'm A Man взята из репертуара британцев Spencer Davis Group. В целом продукт получился достаточно непростым для восприятия, и поначалу продажи шли медленно, так как для продвижения не имелось хит-синглов, но постепенно ситуация менялась, и пластинка надолго задержалась в чартах, а группа благодаря ей была номинирована на премию Грэмми в категории "Лучший артист года". Америка была в конце концов покорена, а в СССР Chicago большой популярностью не пользовались, и долгое время их пластинки можно было, как правило, встретить в коллекциях у тех, кто и сам играл музыку. А мы теперь переходим к исполнителю, который тоже мечтал покорить Америку - и тоже сделал это, но обходным путем, через Европу. Точнее говоря, через Лондон, где в 1966 году состоялось первое выступление Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), уже упоминавшегося в этой статье.
Мы знаем, что великий гитарист пришел к славе благодаря Чесу Чендлеру (Chas Chandler), который привез Джими в Англию и стал его менеджером. Чендлер был до того бас-гитаристом популярных The Animals и в полной мере хлебнул всех прелестей жизни рок-музыканта "первого поколения", а это в том числе непрерывный гастрольный чес, кидалово менеджеров и разборки между участниками группы, доходившие до мордобоя. Почувствовав необходимость сменить обстановку, Чендлер решил, что ему больше подойдет должность управленца, и начал подыскивать кандидатуру, которую можно было бы взять под крыло. У него было огромное преимущество перед работниками звукозаписывающих компаний, отвечающими за артистов и репертуар: те, как правило, принадлежали к другому поколению и являлись отставшими от жизни старперами, а Чендлер, еще недавно действующий музыкант, прекрасно понимал публику и знал, что ей требуется. Когда гитарист "Роллингов" Кейт Ричардс посоветовал ему обратить внимание на Хендрикса, новоиспеченный импресарио сразу смекнул, что у парня мощный потенциал и с ним следует поработать - а ведь до этого Джими просматривали другие "эффективные менагеры", и ничего в нем не разглядели. Вытащив молодого таланта из нью-йоркских клубов, Чендлер привез Хендрикса в Лондон и организовал для него несколько концертов (в том числе совместное выступление с Cream), а так как Чес был на короткой ноге со всей местной богемой, то зазвал на эти концерты своих звездных друзей-музыкантов и позаботился, чтобы туда пришли журналисты ведущих изданий, пишущих о роке. Показав все свои трюки, Хендрикс - прекрасный шоумен - влюбил в себя и тех, и других, проснулся знаменитым, стал в одночасье звездой, сенсацией, гвоздем сезона, не выпустив при этом ещё ни одной пластинки. Нужно было срочно ковать железо, так что Чендлер завербовал бас-гитариста Ноэля Реддинга (Noel Redding) и барабанщика Митча Митчелла (Mitch Mitchell) в качестве аккомпаниаторов для гения. Сформированное таким образом трио Jimi Hendrix Experience в октябре 1966 года приступило к записи дебютного альбома, который благодаря продуманной пиар-кампании был просто обречен на успех.
Английское издание альбома увидело свет в апреле 1967 года и состояло из одиннадцати композиций, все авторства Джими Хендрикса. На этом настоял Чендлер, считавший, что в группе должен быть только один сочинитель, иначе неизбежны творческие разногласия, а поиски компромисса приводят к потере индивидуальности.
В США и Канаде альбом вышел с другим оформлением, а также с измененным трек-листом, куда вошли изданные на синглах композиции Hey Joe, Purple Haze и The Wind Cries Mary. Эти три песни побывали в американской "горячей десятке", а сам альбом достиг пятого места (в Англии он занял вторую строчку). Много написано о новаторской игре Хендрикса (и с этим трудно спорить), я же в первую очередь вспоминаю незабываемые юношеские ощущения при первом прослушивании диска: с первых звуков у меня возникло чувство, что я не один в комнате, настолько явственно было присутствие какой-то силы, сущности... не знаю, как это сформулировать. Чья-то энергетика (пусть будет это слово) перла стеной прямо на меня вместе с музыкой, пугая и завораживая. Могу представить, что творилось с публикой на концертах, если так действовала простая звуковая дорожка! Джими истинный шаман, кровь чероки не просто так текла в его жилах. И ведь не самый выдающийся вокалист, но этот полуречитатив, перемежающийся криками и визгами, проникал куда-то в подсознание, пробуждая первобытные суеверия и страхи. Гитара жила в этой музыке совершенно особенной жизнью, каждая ее фраза, каждая нота была неожиданной, неслыханной, бьющей точно в цель, подобно томагавку. На фоне мистически звучащих Foxy Lady и Manic Depression блюзовые ходы в Red House воспринимаются как возможность перевести дух, но дальше вновь следует порция нервных, будоражащих композиций, пока не выплывает внезапно нежная обволакивающая May This Be Love, погружая буквально в нирвану. Fire выглядит слишком обыкновенной для этого диска, зато Third Stone From The Sun кошмарит покруче налогового инспектора, с ее наркотической атмосферой, жутковатыми звуковыми эффектами и искаженными голосами, которые явно не стремятся рассказать добрую сказку на ночь. Хорошо, что этот дурман рассеивается при бодрых оптимистичных звуках Remember, и дальше уже можно слушать спокойно. А дослушав, сказать себе: Are you experienced? - Yes, I am!, потому что действительно получен новый опыт, какого не было прежде, и музыка теперь воспринимается по-другому. Обогатившись этим опытом в очередной раз, легче и пандемию пережить.
Здоровья всем! Не болейте, слушайте хорошую музыку, и до новых встреч!🎷🎸
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация первая.
Дегустация №2
Дегустация № 3