Аудит безопасности дорожного движения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации улиц и автомобильных дорог доказал свою эффективность и успешно апробирован во многих развитых странах.
Для разработки мероприятий по обеспечению и повышению безопасности дорожного движения необходимо проведение аудита дорожной безопасности исследуемой системы, включающего постоянное и последовательное изучение мест и причин возникновения аварийности. При этом анализ мест концентрации ДТП свидетельствует о том, что распределение количества ДТП и числа пострадавших в них на исследуемой территории, как правило, характеризуется большой неравномерностью.
Вместе с этим, в современных условиях представляется, что использование для контроля за дорожным движением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и видеозаписи и фиксации нарушений ПДД – это необходимое условие повышения БДД. Эти технические средства доказали свою эффективность и широко применяются. Внедрение систем и технических средств видеофиксации нарушений ПДД позволяет повысить дисциплину участников дорожного движения, в особенности водителей.
Однако анализ аварийности на улично-дорожной сети и аудит безопасности дорожного движения ведется на основе данных государственного статистического учета ДТП и пострадавших в них людей. Таким образом, основой для оценки степени обеспеченности безопасности дорожного движения на исследуемой территории служат статистические данные по ДТП и тяжести их последствий, фиксируемые и предоставляемые ГИБДД МВД.
При этом в настоящее время в государственный статистический учет, к сожалению, попадают исключительно ДТП с пострадавшими (так называемые «учетные ДТП»), в которых физически причинен ущерб жизни и здоровью людей. При этом количество ДТП без пострадавших (т.н. «ДТП с материальным ущербом») по различным экспертным оценкам превышает число ДТП с пострадавшими в несколько раз (иногда в 5 и более раз).
Поскольку причины и факторы, обуславливающие ДТП с пострадавшими и без пострадавших однородны, для повышения объективности и эффективности принимаемых проектных решений представляется важным включать в анализ аварийности и аудит данные по ДТП без пострадавших. Эта выборка позволяет сделать более достоверные статистически значимые выводы о реальных возможностях предупреждения аварийности за счет выявления и устранения причин ее возникновения.
В частности, - использование исключительно данных по ДТП с пострадавшими с практической точки зрения не позволяет достоверно установить места концентрации ДТП (так называемые «очаги аварийности»), в том числе определить наиболее приоритетные и обоснованные места установки технических средств фото/видеофиксации нарушений Правил дорожного движения владельцами улиц и дорог с позиции обеспечения безопасности движения.
Таким образом, в существующих условиях технические средства фото/видеофиксации нарушений ПДД, в большинстве своем, размещены не в реальных очагах аварийности, что снижает эффективность принимаемых мер, направленных на обеспечение безопасности движения.
Аналогичные недостатки анализа статистики ДТП присущи принимаемым решениям по организации дорожного движения в рамках разработки Комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) в городах России, Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, Проектов организации дорожного движения (ПОДД) на автомобильных дорогах, где исследованию в соответствии с действующими руководящими документами подвергнуты только сведения по ДТП с пострадавшими и те, зачастую, не несут в себе требуемой информации (точная топографическая локализация ДТП, достаточной и достоверной информации об условиях, способствующих ДТП и т.д.).
Назрела объективная потребность совершенствования государственной системы учета и анализа ДТП и уже на этой основе выработки эффективных мер по управлению и обеспечению безопасностью дорожного движения на общегосударственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, что позволит сократить масштабы аварийных потерь, которые несет общество, а также снизить риски принятия ошибочных проектных решений и неэффективного использования капитальных вложений, которые измеряются миллиардами рублей.
В этой связи требуют пересмотра ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе ведомственных руководящих документов МВД и Минтранса России, касающихся учета и анализа ДТП, а также аудита безопасности дорожного движения (Инструкция по учету ДТП, ОДМ и ряд других методических рекомендаций и др.).
В современных условиях стимулирования развития цифровых технологий в России создание эффективной государственной информационно-аналитической системы учета ДТП, обеспечивающей сбор достоверных данных по аварийности является весьма актуальной и посильной задачей.
Рассмотренные автором необходимые изменения, касающиеся аудита безопасности дорожного движения, анализа дорожно-транспортной аварийности и применения технических средств фото/видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, представляются востребованными...
Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки!
Заранее очень признателен и благодарен!