Постоянные читатели помнят, что автор этого блога крайне скептически относится к идее обоерукого фехтования мечами одинаковой длины, и любит вспоминать, что в большинстве мировых воинских культур, где обоерукое фехтование было, использовались клинки разной длины, например, шпага и кинжал. Исключения есть, например европейские "рапиры-близнецы" по ди Грасси, но они лишь подтверждают общее правило.
Но теперь любители парного фехтования могут радоваться: я нашел для них источник на обоерукий бой двумя одинаковыми мечами. Правда, корейский и довольно поздний, конца XVIII века... Зато - и для пешего боя, и для конного!
Речь идет о книге "Муйе Добо Тонгжи", составленной по приказу короля Жунгжо в 1790 году. Русский перевод книги был напечатан издательством "Феникс" в 2002 году.
Трактат, любезно присланный мне одним из подписчиков (за что ему огромная благодарность от меня и общественности), представляет из себя учебник армейского фехтования для солдат гвардии короля Жунгжо. Там есть много интересного, в частности, раздел, посвященный фехтованию двумя мечами в пешем и конном строю.
В этой части "Муйе Добо Тонгжи" цитирует более древние трактаты "Мупюн", "Йеги Дошик" и некоторые другие. Она дает определение мечам, подходящим для парного использования, содержит ряд рекомендаций и серию простых упражнений - вроде японских ката.
"Два односторонних меча нок юнг держат в правой и левой руке. Длина их составляет приблизительно два фута и один дюйм, из которых один фут и шесть дюймов приходятся на клинок. Ширина мечей равняется одному дюйму."
Меры длины используются английские, т.к. русский перевод сделан с английской версии трактата, где меры длины уже были переведены в привычные англичанам.
Отсюда получаем примерно 63 см - полную длину оружия, и примерно 45 см - длину клинка. Там же есть уточнение, что толщина меча - 1/5 дюйма. Такое оружие получается очень небольшим, маневренным и легким, с "фехтовальным" балансом, который будет находиться на границе клинка и рукояти. Это позволяет виртуозить такими мечами с очень высокой скоростью, но наносимые удары будут слабыми. Но!
Далее в тексте идет уточнение:
"Рукоятки ссан до (двух односторонних мечей) обычно имеют серповидную форму, и образуют замкнутый круг, если оба меча сложить вместе".
Читай - мечи очень сильно изогнуты. Такая степень изгиба в сочетании с короткими и легкими клинками даст режущий характер нанесения ударов. Вполне логично, однако...)
Но в принципе, в тексте также содержится уточнение, что в качестве ссан до (парных мечей) могут использоваться любые йе до небольшого размера. Йе до - это короткий корейский меч вроде японского вакидзаси. Вот, к примеру:
Техника боя
Ну, весь трактат я переписывать не стану, для кого имеет значение - ищите книгу )) Но вот пара выдержек оттуда:
"Ссан до надлежит использовать следующим образом: когда противник наносит вам удар по голове и ноге (!) из Илбокхосе (Позы Лежащего Ничком Тигра), блокируйте его вертикально левым мечом и нанесите горизонтальный удар правым мечом.
Когда противник атакует вас с посохом, сначала уклонитесь от него, а затем, развернувшись, нанесите горизонтальный удар.
Когда противник атакует вашу ногу копьем, поставьте вертикальный блок правым мечом и нанесите горизонтальный удар левым мечом..."
Ниже - иллюстрация, демонстрирующая начало серии тренировочных упражнений с двумя мечами. Дана для примера.
Обратите внимание: картинки считаются справа налево, потому что так принято у корейцев.
Почему вторая поза называется поза Выхватывания Меча перед Схваткой с Вором, и можно ли ее использовать против других противников, я не знаю и знать не хочу...))
Всего данная серия включает 18 упражнений, выполняемых последовательно. Упражнения рассчитаны только на атаку, выполняемую на шагах. Защитные приемы специально не выделены, хотя некоторые стойки из показанных имеют оборонительный характер.
Также в трактате описывается техника, лично для меня удивительная: обоерукий бой двумя мечами для всадников, причем всадники изображены одетыми в доспехи. Мечи так же используются короткие - йе до или дан до (еще более короткий клинок).
Обоерукое конное фехтование выглядит чрезвычайно сложным и требующим большого умения. Всадник должен управлять лошадью исключительно коленями и наклоном корпуса, т.к. руки у него заняты.
Упражнения даны как для атаки, так и для защиты, причем в различных направления. Третья иллюстрация с фотографии выше, например, показывает удар правым мечом вправо назад на полном скаку.
Конный бой отличается от пешего, помимо всего прочего, еще и тем, что противники обычно находятся не ровно спереди или сзади от тебя (на одной линии), а спереди-сбоку или сзади-сбоку.
Отдельно это не оговаривается, но судя по иллюстрациям, все приемы выполняются на несущейся вскачь лошади, и рассчитаны против другого всадника, а не пехотинца. Некоторые выглядят довольно опасными: мечи в определенных упражнения проходят близко от холки или бока лошади, и легко могут ее порезать, так что от всадника требуется отменная точность и координация движений.
Крайне любопытный труд, вам не кажется?)