При выборе деталей для компьютера часто пытаются сэкономить на корпусе. Главное, чтобы побольше стекла и вентиляторы с подсветкой в комплекте. Много «вертушек», конечно, всегда хорошо (а подсветка — ещё лучше), тут сомнения нет, но важно знать, что как дизайн корпуса, так и расположение вентиляторов могут серьёзно повлиять на то, как часто вам нужно будет чистить «коробку». В некоторых случаях это даже может затронуть производительность в играх.
Пылесборник Шрёдингера
Пыль — один из главных врагов компьютера, и её слои на компонентах — лишь часть загадки. Пыль любит накапливаться на пластинчатых радиаторах, и если эти радиаторы регулярно не прочищать, то компоненты начнут перегреваться. Результат — более низкие частоты как на процессоре, так и на видеокарте. Соответственно, производительность упадёт вместе с ними, а это приведёт к снижению быстродействия.
Например, карты NVIDIA с их автоматическим «оверклоком» NVIDIA Boost очень чувствительны к повышению температуры. Спецы из Gamers Nexus говорят, что карты NVIDIA дают возможность повышать частоту до одного уровня, если температура чипа опускается до 70 градусов, а начиная с 60—63 «бусты» могут подняться ещё выше.
Стабильность частоты карты также важна — чем меньше колебаний, тем меньше fps будет «прыгать», а соответственно, игра будет плавнее. Если средняя температура вашей карты, например, 65 градусов, то постарайтесь её опустить до 62-61 — тогда у Boost будет возможность поднять частоту повыше.
Процессоры от Intel также легко спускают свои бусты, если чуют перегрев. В их случае падение начинается, когда процессор достигает максимальной разрешённой температуры. При использовании заводских кулеров достигнуть этой температуры очень легко в плохо вентилируемом и пыльном корпусе. При «задыхающемся» процессоре игры могут начать сильно «подвисать» без очевидной на то причины. Пыль может значительно ухудшить жизнь даже владельцев Pentium и Core i3, которые нормально работают под «стоковым» вентилятором.
Важность типа видеокарты и расположения блока питания
Дополнительный фактор, способный повлиять на температуры комплектующих, — дизайн кулеров самих компонентов, например видеокарт. Так, карты могут быть охлаждены самым простым вентилятором с направленным движением выдува — такие типы кулеров хорошо подходят в маленькие корпусы, так как большое количество тепла выводится сразу через задний выхлоп карты. Этот тип охлаждения часто дешевле, но работает громче, и средняя температура чипа в случае с ними превышает 80 градусов.
Карта с ненаправленным выхлопом же выдувает горячий воздух прямо в корпус, поэтому сам графический чип хоть и будет прохладнее, но компоненты материнской платы начнут перегреваться. В данном случае циркуляция воздуха в системнике крайне важна — горячий воздух нужно срочно выводить. Водяное охлаждение, конечно, самое удобное — горячий воздух сразу выдувается вентилятором наружу, но такие карты часто стоят намного дороже.
Конечно, не стоит забывать, что и блок питания (БП) двигает воздух. Его всегда следует ставить вентилятором вниз — тогда он не будет пытаться охладить себя горячим воздухом из «кейса». БП работают изолированно — холодный поток входит внутрь, а горячий сразу выходит. Именно поэтому наилучшее расположение этого компонента — в нижней части корпуса. К счастью, чаще всего «кейс» средних размеров с нижним расположением БП совмещают с картой ненаправленного выдува — в таком случае расположение вентиляторов играет важнейшую роль при контроле температур, регулируя циркуляцию воздуха и накопление пыли.
Как избежать накопления пыли?
Как же удостовериться в том, что этой самой пыли в корпусе копится по минимуму? Первым делом надо пылесосить дома. Пылесос сам по себе очень полезная вещь, которую мы часто используем слишком мало. И не держите компьютер на полу — там пыли, песку, волосам и всему остальному проще всего проникнуть внутрь. Кроме того, проверьте, сколько вентиляторов в корпусе, как они расположены, куда дуют и стоят ли перед ними пылевые фильтры. В случае с более дорогими корпусами самые важные места (передняя панель и под блоком питания) уже покрыты съёмными фильтрами, которые обязательно нужно чистить каждые пару месяцев, особенно если у вас дома есть питомцы или просто много пыли. Если у корпуса нет пылевых фильтров, то их достаточно легко сделать самостоятельно — надо достать сетку и магнитные наклейки, после чего просто вырезать по размеру.
Раньше к движению воздуха не относились серьёзно — хорошо, когда сзади был один выхлопной 80-миллиметровый вентилятор. Сегодня популярностью пользуются два главных типа регуляции циркуляции воздуха в корпусе — отрицательное и положительное давление.
Отрицательное давление
Отрицательное давление основывается на том, что из корпуса выдувается больше воздуха, чем втягивается. Соответственно воздуху нужно найти возможность попасть внутрь. Результат — каждая щель действует как место втягивания, и вся пыль, волосы и даже насекомые могут быть легко затянуты в корпус. Главная проблема такого подхода — невозможность поставить в эти щели пылевые фильтры: нужно иметь либо волшебный корпус без единой щели (такие есть?), либо заполнить всё вручную (зачем?). Главный плюс — не нужно волноваться о пылевых фильтрах, потому что корпус втягивает воздух не через вентиляторы, а через щели. Зато нужно беспокоиться обо всех этих слоях пыли внутри, как на компонентах, так и на проводах.
Если вы хотите создать в корпусе такое движение воздуха, советую хорошенько подумать. Отрицательное давление очень легко превратить в положительное — нужно лишь повернуть один-два вентилятора так, чтобы они втягивали внутрь. Тогда воздуха будет втягиваться больше, чем выдуваться. В результате каждая щель станет местом выхлопа, в том числе и горячего воздуха от процессора и видеокарты. Таким образом в корпусе создастся постоянное перемешивание и движение воздушных потоков, которое даст компонентам возможность не «задыхаться».
Положительное давление
Для создания положительного давления в переднюю часть корпуса чаще всего ставят два втягивающих, а в заднюю — один выдувающий вентилятор. Это, конечно, если корпус поддерживает такое расположение «вентов». Один из самых популярных корпусов прошлых лет, Corsair 200R, позволяет установить лишь один вентилятор спереди. В таком случае нужно поэкспериментировать с позицией второго — с горячей видеокартой можно пустить холодный воздух сбоку прямо на перегревающийся компонент, что значительно понизит температуру. А если перегревается процессор, то сверху. Посмотрите, как вентиляторы работают в вашем корпусе — куда дуют, где стоят, и в зависимости от этого попробуйте их подвигать. Каждый корпус индивидуален, поэтому универсального решения нет. Самое главное — сместить баланс в пользу втягивания воздуха. И опять-таки убедиться в том, что перед каждым втягивающим вентилятором есть пылевой фильтр.
Главный минус положительного давления заключается в том, что нужно следить за чистотой фильтров. Неправильное расположение некоторых вентиляторов может создать карманы циркулирующего горячего воздуха, что по-своему опасно. Эта проблема встаёт только в случае установки втягивающих и выдувающих вентиляторов близко друг к другу, так что опять-таки проверьте, как и где дуют «вертушки» у вас в корпусе.
***
В итоге как расположение вентиляторов, так и выбор корпуса могут повлиять на производительность в играх. Если у вас корпус с тремя вентиляторами спереди (отлично же!) и стеклянной панелью, но у воздуха нет пространства для входа, то польза от этих «вертушек» минимальна. Хороший корпус — с сеткой на передней панели, которая будет давать кулерам дышать, либо с боковым зазором больше 3 см, откуда тоже можно будет затягивать воздух. Так, Cooler Master была вынуждена обновить свой культовый корпус H500P, который разнесли критики. Компания выпустила H500M с сетчатой передней панелью, и его признали одним из лучших в этом году.
Будьте внимательны, когда выбираете корпус: стекло — это круто, но чистый и рабочий компьютер — всё же круче.