Найти тему

Игровой номер "Мёртвые души"

Сценка для дуэта «Мясо и Рожки» © + произвольной массовки

Игровой номер для восьми человек. Его преимущество в том, что почти не надо учить текст. Взял и поставил. Сразу. Без подготовки. Оформление и костюмы напоминают «Мёртвую библиотеку», тем не менее это не ремикс, а совершенно новый номер со своим глубоким смыслом.
Аудитория обширна: дети увидят одно, взрослые — другое, взрослые с ВО — третье, “продвинутые театралы” и четвёртое.

Действие: В центре стол с бабушкой-библиотекаршей.

Превью сцены на базе уже сыгранного материала © Шоу "Уральские пельмени"
Превью сцены на базе уже сыгранного материала © Шоу "Уральские пельмени"

Библиотекарша (смотрит в стол): — Все знают, что Гоголь сжёг второй том “Мёртвых душ”, но мало кто в курсе ПОЧЕМУ он так поступил. И сегодня мы покажем вам как же было дело, раскроем подробности того странного дня, а точнее, вечера.

(Поднимает голову в зал): — Встречайте Гоголя!
(Трубы)

Действие: На сцену с букетом и рукописью в руках выходит жизнерадостный Гоголь. Встаёт на краю сцены, молчит, нюхает цветы, дышит воздух и восхищённо смотрит вверх.

Библиотекарша: — На самом деле Гоголь закончил эту поэму в полной мере. НО... В конце второй части Николай Васильевич под нехороший коньяк “прикололся” и вставил туда “продающий текст” о том, что...

Гоголь (открывает рукопись и читает её в зал): — “Каждый дочитавший досюдова обязан немедля сжечь свой экземпляр книги, после чего должен рассказать о ней минимум 13-ти людям, всячески нахваливая её, а иначе его ожидают страшные кары, проклятье небес падёт на его голову”.

Превью сцены на базе уже сыгранного материала ©  Шоу "Уральские пельмени"
Превью сцены на базе уже сыгранного материала © Шоу "Уральские пельмени"

Действие: В этом месте даём “дым”, звуки Ада, скрежет, на сцену вылезают всевозможные “ужастики” из “Вия”, пролетает огромное свиное рыло, происходит прочая “жуть”.

Библиотекарша: — То есть им была сделана качественная такая завязка на написанное ранее. Это была воистину гениальная идея! Таким образом Николай Васильевич изобрёл "одноразовую книгу с самоликвидатором”, и эту книгу можно было печатать бесконечное количество раз.

Гоголь (достаёт из-за спины Айпад и говорит в зал): — Интернета в ту пору ещё толком не было, планшетов тоже. (Ломает планшет пополам об колено). Так что без вариантов — бумага, бумага и ничего кроме бумаги. Да!

Библиотекарша: — Дальше Гоголь два или даже три дня бухал-сс беспробудно цвёл. (Гоголь в это время достаёт из-за голенища сапога фляжку и медленно наливает себе за воротник — говорить он сейчас не может, так что длинный монолог библиотекарши здесь вполне уместно смотрится).

В его душе цвели сады, по безоблачному небу Санкт-Петербурга стройными косяками летали дикие куры, он уже видел в Санкт-Петербурге метро, причём, одна из станций в нём носила название «Гоголевская», а в Екатеринбурге на улице Гоголя расположились консульства Британии, Америки и свободной, независимой Украины.

Действие: Гоголь проходит к камину, усаживается в кресло рядом, достаёт виски “Джек Дениал”, с громким звуком “Пум-пцц” открывает пробку и выпивает прямо из горла.

Библиотекарша: — В общем, на радостях Николай Васильевич мало того, что солидно перебрал, так ещё и попробовал заокеанский мескалин*, после чего, полез читать свежий экземпляр своей же рукописи, и тут привиделись ему все те ужасы, которые он сам там и описал.

© А.П.Ботвинов
© А.П.Ботвинов

Действие: Свет гаснет. Труба басом выводит звуки пикирования Ju-87. Появляется громкий пульсирующий звук. К нему добавляются ужасные звуки. Вспышки света. Звуки борьбы. Гром. Топот. Какие-то тени в балахонах. Цоканье подков по мостовой. Оформление в духе “Последнего дня Помпеи”.

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи»

Свет резко включается, и мы видим, что слева за Гоголем сидит сам Сатана (мужчина лет так сорока в домашнем халате и восточных туфлях с загнутыми кверху носками), а огромный чёрный кот жарит в камине мясо на шпаге.

Виктор Авилов в роли Воланда
Виктор Авилов в роли Воланда

(То есть фактически сейчас идёт импровизация на Тему “Мастер и Маргарита” в сцене беседы Воланда с буфетчиком. Кто в курсе, тот поймёт, а кто не в курсе, тот полюбуется впервые).

Библиотекарша: — Николай Васильевич в тот вечер был дома совершенно один и поэтому решил, что поскольку никто этого больше не видит, то можно спокойно поиграться со своими фантазиями.

(Труба выводит “Вау...”)

Действие: Гоголь произносит “Однако...”, приподнимается, делает поклон в сторону кота и вежливо здоровается с ним, говоря: — Приветствую Вас, уважаемый Кот!

Кот: — Вау... — изображает испуг, отвечает ему кивком головы, плюхается в пустующее кресло, задорно подмигивает и истошно орёт: — За здравие живёшь!!! — после чего опустошает рюмку и закусывает сарделькой на большой трёхзубой вилке.

Действие: Громкий стук по батарее. Из зеркала трюмо, которое до сих пор было задёрнуто тканью, недовольно высовывается и смотрит на Гоголя престранный тип.

Действие: Николай Васильевич горестно смеётся и хватает себя за голову, изображая сильную боль.

Воланд: — Вы что-то несуразное, воля ваша, написали, вас не поймут, над вами потешаться будут, да ещё и психопатом назовут. Ведь получается так, что вы же сами первым и нарушили свои страшные предупреждения, и навлекли на себя все те кары, которые сами и описали, вызвав к себе Сатану. Во всяком случае вот он я перед вами, и это факт.

Действие: Гоголь извиняется перед Сатаной за ложный вызов и сжигает второй том “Мёртвых душ” в том же камине.

Свет гаснет. Сатана и кот исчезают (кот уходит за трюмо).

Гоголь (в темноте) отчаянно выдыхает: — Фу-ты ну-ты...

Действие: Свет включается. На сцене остались только Гоголь, камин и трюмо (помимо бабушки-библиотекарши, разумеется — она на сцене от начала до конца).

Действие: Гоголь вытирает пот со лба платком.

Финал

Библиотекарша: — Второй том был, с этим никто и не спорит, но его не стало. Впоследствии Николай Васильевич силился убедить себя, что всё произошедшее с ним в ту ночь было лишь следствием употребления вытяжки из заморского кактуса, он неоднократно брался написать второй том заново, но каждый раз силы оставляли его, а рука будто бы отсыхала, когда он воспоминал про кота с рюмкой и шпагой.

Действие: Гоголь начинает писать пером, из-за зеркала тихо выходит кот со шпагой и смотрит ему через плечо, а из зеркала высовывался клыкастый тип и восклицает: — Не сметь! Руку оторву!

Библиотекарша поясняет залу: — Следует заметить, что знаменитая беседа Воланда с буфетчиком (из «Мастера и Маргариты») на самом деле была взята Гоголем из реальности, после того самого случая с мескалином сожжением 2-го тома «Мёртвых душ».

У Гоголя никак не получалось написать 2-ой том заново (страх сковывал его душу), и тогда он с величайшей опаской записал произошедшее с ним тогда. В виде эксперимента. Ведь это ему не было запрещено. При этом из зеркала никто не появился и не погрозил Гоголю пальчиком.

-6

Ну а дальше Булгаков, большой поклонник Гоголя (на могиле Булгакова даже лежит камень с его могилы), нашёл эту историю у него в черновиках — она никогда не публиковалась до того, переписал её, встроив себе в роман, а затем, на всякий случай, сжёг оригинальную рукопись Гоголя.

От греха подальше.

Всё. Конец. Пошли трубы.

© Аркадий Глазырин-Уральский

* Возможно, что про мескалин с экрана телевизора будет упоминать нельзя (хотя в той же «Матрице» можно). Тогда убираем весь мескалин и ставим вместо него водку “которую глючница делала”.

А можно сделать так, что в конце библиотекарша поучительно скажет в зал: — Не стоит пробовать всякую дрянь, а то тоже встретитесь с Сатаной.

Версия для печати: http://www.acmr.ru/book/gogolup.pdf
Заказать бумажную книгу со сценариями номеров, ситкомами и сценарием фильма "О чём говорят мужчины в Хургаде" можно тут:
https://planeta.ru/campaigns/arkadigl