Широко и с давних времен распространено мнение о том, что до прихода русских все коренные народы России были отсталыми и не имели письменности. В действительности же это глубокое заблуждение и в данной публикации будет это показано и разъяснено. Мало кто знает, но у монголов существовала письменность она базировалась на уйгурском алфавите и это доказанный исторической наукой факт. В частности есть известное литературное произведение XIII века под названием «Сокровенное сказание монголов». В Золотой Орде был тюркский литературный язык под названием «тюрки́», основанный на арабской графике, из него сформировался старотатарский литературный язык в котором так же использовалось арабское письмо другое его название урало-поволжский тюрки. Этот язык был литературным языком татар и башкир вплоть до появления СССР. Известен целый ряд писателей и поэтов периода Золотой Орды: Рабгузи, Саиф Сараи, Махмуд Булгари и другие. Они создавали свои произведения на золотоордынском литературном тюркском языке. В последствии после распада Золотой Орды и образования на ее осколках татарских ханств в частности Казанского начался новый период в истории тюрко-татарской литературы. Наиболее известными татарскими поэтами и писателями 15 и 16 веков творившими свои произведения на старотатарском литературном языке являются Мухамедьяр Махмуд Хаджы улы (поэмы «Дар мужей» и «Свет сердец»), Кулшариф, Умми Камал и др.
После вхождения Казанского ханства и других в состав Русского государства татарская письменная культура продолжила свое развитие. Известным татарским поэтом 17 века является Мавля Колый, в 18 и 19 веках известность обрели такие литераторы как Габдеррахим Утыз-Имени, Габдельджаббар Кандалый, Гали Чокрый, Мифтахетдин Акмулла. Так же среди татар 18 века были известные философы например Габденнасыр Курсави написавший труд под названием «Книга о наставлении людям». В последующем в 19 веке трудились такие мыслители как Шигабутдин Марджани, который занимался историей, философией и богословием в частности его перу принадлежит исторический труд «Кладезь сведений о делах Казани и Булгара». Другим известным татарским ученым, литератором и просветителем 19 века является Каюм Насыри в частности он был инициатором открытия в 1870 году в Казани школы в которой татарские дети обучались русскому языку. Другой видный татарский ученый 19 века Ибрагим Халфин был профессором восточной словесности в Казанском университете. Все вышеперечисленные поэты, литераторы и мыслители творили свои произведения на старотатарском языке и к моменту вхождения татарских ханств в состав России татарские народности имели достаточно развитую письменную культуру.
Таким образом, грамотные и образованные люди были не только в Русском государстве, но и в Казанском ханстве и других татарских ханствах. Образованные люди из числа русского населения царской России были грамотны на русском языке, а образованные люди среди татар, а так же башкир читали и писали на старотатарском литературном языке, который так же известен под названием урало-поволжский тюрки. Остальные тюркоязычные народы Российской империи в частности народы Средней Азии писали и читали на своих локальных вариантах тюркского литературного языка.