Найти тему

Школа vs. личность. Как не сломать ребенка

Знаете, бывают воспоминания одновременно очень приятные и очень болезненные? Обычно именно они остаются надолго запечатленными в нашей памяти. Они влияют на нашу жизнь и на решения, которые мы в своей жизни принимаем.

Эти решения далеко не всегда логичны и обоснованы. Нет, чаще они совершенно иррациональны. И в тот момент, когда мы смотрим назад, мы понимаем, что это решение было принято по очень странным причинам. И оно было нелогично. Хотелось бы его отменить теперь то мы понимаем, что так делать было не очень логично :)

По такому алгоритму действуют многие ситуации из детства. Как это было у меня?

Примерно так выглядела и моя школа в то время. О времена как говорится...
Примерно так выглядела и моя школа в то время. О времена как говорится...

Учась во втором классе, я почти весь год жил с бабушкой, без родителей — так сложились обстоятельства. И за мной, по просьбе моей мамы, присматривала наша учительница младших классов. Но присматривать за мной она могла только в школьное время, поэтому, чтобы быть уверенной, что я буду делать домашние задания, она регулярно оставляла меня в классе во время уроков физкультуры и труда и делала вместе со мной домашние задания.

Сейчас я, конечно, ей очень благодарен. Ведь именно она сделала так, что я не стал тусоваться во дворах, наркоманить, и так далее… Но тогда я ее просто ненавидел. И так же ненавидел свою маму, бабушку и всех, кто был причастен к ограничению моего выбора. Выбора быть спортивным, играть, наслаждаться жизнью в восемь лет.

После моего третьего класса наша школа стала очень крутой. Она одной из первых в России приобрела статус гимназии и стала лучшей школой в области и районе. Чтобы учиться в ней, некоторые ребята ехали каждый день по полтора часа в школу — при том, что она не была интернатом.

Все мы были перед таким выбором и я свой сделал
Все мы были перед таким выбором и я свой сделал

А я делал выбор жить яркой и насыщенной жизнью, играть в футбол, бегать, радоваться природе, ловить рыбу, фотографировать… Но никак не быть самым умным и образованным мальчиком «на районе». И естественно, каждый раз, когда меня заставляли учиться через силу, я, уже закаленный в «боях» с той самой учительницей младших классов, отстаивал свою «свободу» с боем. И это далеко не всегда было образно.

Никогда не забуду первый урок по математике в пятом классе. Это был первый урок 1 сентября в новой для нас «средней школе». Учительница выглядела очень страшно. И сказала дословно следующее: «Я очень злая. Вы уже выросли, и здесь всё будет по другому. Не так, как вы привыкли. Поэтому либо вы будете соответствовать моим требованиям, либо вам сначала будет очень плохо, а потом вас выгонят из гимназии, и вы попадете в обычную школу и станете наркоманами и бездомными».

Да-да! Я не утрирую. Эти слова отпечатались в моей голове навсегда. Эти слова услышали 30 детей, которым было всего по 12 лет. И похожие вещи мы слышали от очень многих учителей. Сейчас я понимаю, что они очень гордились статусом гимназии и в меру своих сил мотивировали нас быть лучшими и тоже соответствовать этому статусу.

В итоге мой свободолюбивый характер (спасибо ему за это огромное) и моя мама (ей спасибо еще большее) вступили в непримиримую схватку, которая вылилась в вот в такую ситуацию.

Жизненный комикс, только я просто в конце ложился спать
Жизненный комикс, только я просто в конце ложился спать

Я демонстративно не делаю домашние задания, не готовлюсь к урокам и учусь с “двойки” на “тройку”, при этом демонстрируя очень сильные способности: прихожу на олимпиады и занимаю первые места, выучиваю стихотворения за пять минут… Ставлю рекорды по количеству ошибок на диктантах, но читаю быстрее всех в школе… И в итоге заявляю всем учителям: «Я не хочу учиться! Перестаньте заставлять меня это делать».

А мама тем временем делает всё, чтобы я остался в этой школе, чтобы получил хорошее образование, и передо мной открылись все двери этого мира. И итогом ее борьбы за это является закономерный ответ: «Мамаша, хватит уже нас донимать. Вы разберитесь со своим сыном, он же ясно говорит — не хочет учиться»…

Честно говоря, я уже не помню, как это всё разрулилось. Как-то разрулилось. Я так и продолжил учиться с “двойки” на “тройку”, но закончил эту школу, даже частично стал ее гордостью, выиграв какие-то олимпиады по химии, получив “пятерку” в году по математике и что-то еще… Но я очень хорошо помню один эпизод!

И все мое противостояние со школой выглядело бы вот так, если бы не семья
И все мое противостояние со школой выглядело бы вот так, если бы не семья

Был обычный школьный урок, и наша учительница по химии обвинила меня, что я занял первое место на олимпиаде по химии потому, что списал (это была неправда), а потом в порыве гнева на другого ученика разбила над моей головой электронную таблицу Менделеева, показывая всей группе, где находятся щелочно-земельные металлы.

Когда я пришел домой, меня слегка потряхивало. У меня был мощнейший невроз. Я заикался и готов был бросить всё, убить учительницу, взорвать школу. И боялся только одного: что меня не поддержат дома.

Но в тот раз меня поддержали полностью. Мама сказала мне, что я могу делать то, что считаю нужным, и она поддержит меня в любом выборе. А учительница эта — «дура», и не стоит обращать внимания на ее слова.

А в тот момент я и подумать не мог, что когда то сам буду учить людей :)
А в тот момент я и подумать не мог, что когда то сам буду учить людей :)

В тот момент столкнулись два мира. Мир социальный, мир ожиданий и стандартов — и мир маленького человека, мир, который уже начал трещать по швам под гнетом того большого, но который выстоял благодаря поддержке самого сильного на свете мира — мира семьи.

Та самая младшая школа в итоге повлияла на всю мою жизнь. Я всегда очень легко и быстро, без обучения разбирался с любой темой, которая была мне интересна. И так же бесперспективно было меня заставлять выучить то, что интереса не вызывало. Я с трудом закончил институт, находясь под угрозой отчисления каждую сессию. И так же легко несколько раз уходил с очень интересной работы, когда появлялись задачи, наводящие на меня скуку.

И в итоге я пришел к тому, что работаю со многими людьми и своей задачей вижу продвижение ценности «свобода выбора» и ее практического воплощения в виде поддержки своего ребенка в его выборе. И своих детей тоже поддерживаю в их выборе.

Какие можно сделать выводы из этой истории?

Обучение не ценно само по себе. Наша задача как родителей — дать своим детям максимум ресурсов для освоения и позволить им развиваться согласно их жизненному рисунку. Но мы не можем идти против их воли. Из-за этого она либо победит, либо сломается, и это оставит искажающий след на всю их жизнь. Если мы непреодолимо хотим чему-то обучить своих детей, наша ответственность — потрудиться и сделать так, чтобы им было интересно!

Спасибо моей маме, что у нее было это время, и что она поставила себе эту задачу!