Найти тему
Мила Ше - Silviablogg

Роль мамы-собаки и человека для щенков

Оглавление

Критические этапы социализации щенка. Часть 1.

У всех млекопитающих и даже у человека, мозг продолжает развиваться и после рождения. Наклонности и задатки малышей передаются с генами от родителей, но окончательно поведение и характер формируются внешней средой и окружением щенка. Причем периоды активного обучения и развития мозга ограничены во времени.

Щенок Кавалер Кинг Чарльз Спаниеля окраса триколор
Щенок Кавалер Кинг Чарльз Спаниеля окраса триколор

Если вы пропустили эти "критические периоды", то в последствии нельзя будет откатить время назад и исправить ситуацию полностью, можно будет скорректировать, но не исправить полностью.

Фото из интернета
Фото из интернета

Ниже приведу несколько фактов о человеческих детях, которые каждый из вас и так прекрасно знает.

1. "Синдром Маугли" - реальные человеческие дети, которых вырастили животные, после того, как их находили во взрослом возрасте, не могли полностью влиться в сообщество людей. "Маугли" не могли освоить человеческую речь, принятое у людей поведение, окружающий новый мир казался им враждебным и не понятным.

2. Все знают, что маленькие дети, которые живут в семьях, где родители говорят на нескольких иностранных языках, довольно быстро и без особого труда начинают говорить на этих языках. А во взрослом возрасте учить иностранные языки становится гораздо сложнее.

3. Если ребенка не учить читать, то вряд ли он освоит это сам.

4. Если ребенка не водить в сад или на развивающие занятия с другими детьми, то малышу будет трудно адаптироваться в школе и находить друзей среди сверстников.

5. Психологи, работая со своими подопечными, всегда просят рассказать о своем детстве. Многие, наверно слышали фразу - "все проблемы родом из детства".

6. Многие девочки и мальчики, повзрослев, ищут себе пару похожую на папу или маму. Переносят модель поведения, которую они видели в родительской семье, на своей новую семью.

К чему я пишу эти прописные и понятные всем истины? К тому, что у животных все очень похоже, только проходят эти "критические этапы" в разы быстрее, чем у людей. И если щенком начинают заниматься после его полового созревания или в подростковый период, а до этого он жил в обедненной социальной среде, то уже пора начинать не обучение, а коррекцию поведения и исправлять то, что было упущено.

Итак, давайте определим, что такое "обедненная социальная среда", какие это "критические периоды" и когда они проходят у щенков.

"Обедненная социальная среда" для щенка это:

1. Искусственное вскармливание

2. Отсутствие в младенчестве рядом мамы

3. Отсутствие позитивного контакта с человеком

4. Проживание в ограниченном пространстве

5. Отсутствие контактов со сверстниками и другими взрослыми собаками

6. Однообразие и монотонность

7. Одиночество

8. Нет игровой, исследовательской и развивающей практики

Критический периоды в развитии и социализации щенка это:

1. Первый критический период - импринтинг** проходит в период с 2-х до 6-8-ми недель*.

*сроки могут незначительно индивидуально сдвигаться.

** "Импринтинг – это специфическая форма обучения, мгновенное подкорковое обучение. От англ. «Imprinting» – «впечатывание» – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Объектами обычно выступают родительские особи, сиблинги, пищевые объекты, природные враги. В животной среде служит механизмом выживания. Некоторые образы, в том числе природных врагов, действия не являются врожденными, генетически наследуемыми и механизм импринтинга обеспечивает моментальное обучение или узнавание."

В этом возрасте щенок запечатлевает образ своего вида, породы и человека, как старшего социального партнера. Именно в этом возрасте щенок осознает понятие МЫ. На подсознательном уровне у щенка откладывается, что "МЫ - это собаки, породы Кавалер Кинг Чарльз Спаниель и я буду искать себе именно такую пару, как мама. И человек - это не опасно. Он мой друг и старший товарищ, мама его слушает и любит."

Если щенок потерял маму или у нее нет молока, то малыш может считать себя не собакой, а человеком, который заменяет ему во всем маму или, например, кошкой, если вдруг кошка взяла на себя роль мамы. В последствии это сильно затрудняет контакт щенка с другими собаками. Он будет вести себя с ними недоверчиво или агрессивно.

Если в этом возрасте человек тесно и позитивно не общается с щенком, то подросший малыш будет бояться людей и не доверять им.

Такое бывает при клеточном содержании собак. Например, в клетках-вольерах находятся матери со своими щенками. Матери проводят со щенками 96% времени. Кормят малышей, вылизывают и покидают их только чтобы поесть или сходить в туалет.

Человека малыши могут видеть только изредка, например, рабочих, которые приходят раз-два в день в помещение, где стоят клетки или вольеры с щенками и их мамами, чтобы убрать клетки, покормить и выгулять мам.

Человек не отражается в сознании щенка как старший социальный партнер. Малыши даже могут бояться людей, дрожать при их виде или когда щенков берут на руки.

Щенок Кавалер Кинг Чарльз Спаниелей окраса бленхейм
Щенок Кавалер Кинг Чарльз Спаниелей окраса бленхейм

К сожалению, иногда заводчик или хозяин собаки просто не знает, что маленькому щенку обязательно общение с человеком! Достаточно, что у щенка теплый вольер, он накормлен мамой и ей же вылизан. Брать на руки, разговаривать с малышом, гладить и даже играть в этом возрасте человек считает либо рано, либо у него просто нет на это времени. Причина может быть разной, например большое количество щенков одновременно, или человек еще должен ходить на работу. Дай Бог успеть убрать и накормить всех. Какие еще игры с маленькими?!

Бывает, что в деревнях, чтобы щенков не утопили, мать прячет их подальше от человека и приводит домой уже когда они могут сами бегать и кушать. Такие малыши не знали человека, более того, мать давала команду им прятаться, если чувствовала присутствие человека. Так вот такие малыши во взрослом возрасте будут относится к человеку с недоверием. Лаской, вкусняшками можно будет приручить собаку к одному-двум членам семьи, но к другим людям собака будет проявлять либо страх, либо агрессию. В городской среде такой собаке будет адаптироваться довольно трудно.

Что же нужно делать в первый критический социальный период, чтобы щенок правильно формировался?

1. В идеале у щенков должна быть мама, которая сама их кормит и ухаживает за ними. Переводить щенков на искусственное вскармливание нужно только при крайней необходимости и стараться, чтобы мать или няня, желательно той же породы, присутствовала в жизни щенка.

2.Заводчик или хозяин собаки должен общаться с щенками, разговаривать, брать на руки, гладить... Формировать в них чувство доверия и любви к человеку.

Если провести аналогию первого "критического периода" щенка и ребенка человека, то можно сказать, что до 1,5-2 -х месячного возраста у щенка, как и до 2-х летнего возраста у ребенка самое главное - это мама и все члены семьи. Они дают чувство любви, безопасности и формируют первые образы принадлежности к виду. До окончания этого периода не стоит отрывать малышей от мам.

Про второй и третий критические периоды социализации читайте в следующих статьях. Там мы расскажем про возраст ясель, детского сада и школы у щенков.

Продолжение следует...

Интересна тема? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий.

Мой сайт о любимой породе www.cavalierking.ru