Тем, кто читал сказки Проклятая невеста и Туман на ладони сейчас приоткроется реальная сторона вымысла.
С 2004 года мы с двоюродным братом Витей, его сестрой Ниной и нашими семьями путешествуем по Белозерскому району Вологодской области. Одно из любимых мест - Спасо-Шужгорский Данилов монастырь, путь к которому проходит через теперь уже покинутые деревни Дорватово, Назаровская, как раз упомянутые в сказках.
Деревня Горка, где жила семья героя сказки Назара, остаётся в стороне, но мы бывали на Горке в детстве, когда семья дяди Васи, отца Вити и Нины, сенокосила там. Я помню огромный карьер посреди покоса, чьи склоны краснели от земляники. Помню, как в самое пёкло, поворошив сено, мы садились у костра, возле старой часовни на краю деревни, пили чай, обедали. Потом взрослые отдыхали, а мы гуляли по деревне, по опустевшим домам, где полно было раритетов, оставленных хозяевами при переселении.
Первая деревня, встречающаяся по дороге к монастырю (к слову сказать, путь неблизкий - около 18 км) - Лилигумзь. Ещё недавно можно было увидеть там сохранившуюся деревянную часовню с замшелой маковкой над входом.
Следом - Назаровская - деревня, которую, по нашей сказке, основал сын Стеши и Хозяина Леса. Здесь мы ночевали возле одного из пары сохранившихся домов. Второй дом потрясает размерами. Видны остатки помоста, по которому лошадь с телегой заезжала на сарай или сеновал для разгрузки.
От Дорватово, где жила семья тётки Назара и семья Стеши не осталось ничего.
Ещё одна деревня, попадающая на пути, - Вельшино. И тот, кто читал нашу сказку "Туман на ладони" поймёт, откуда получила имя медведица Вельша, придуманная нами, как дневной образ Лешего.
Непосредственно перед монастырем, в низине, стояла когда-то деревня Пугорка. Теперь там только яблони да хмелина напоминают о прежней жизни. А с охотничьего лабаза можно увидеть монастырь.
Сколько лет должно пройти, чтобы эти деревни исчезли насовсем, затерялись в заросших лесом полях, где нижние ряды сгнили бесследно под прелой листвой, превратившись в грибницы.
И будут ли знать следующие поколения, что это за плети такие в стремлении подняться от земли цепляются каждую весну за любую опору и продолжают многовековой цикл, но так и не дождутся разудалого перепляса счастливого в труде человека, захмелевшего с кружки домашнего пива.