Сегодня самое время поговорить о пандемиях, и о том, как они отражались в искусстве и литературе. Анализ, конечно, будет неполным, так как материалов великое множество! Человечество переболело множеством заболеваний, которые в отдельный момент времени считались неизлечимыми, как и нынешний «коронавирус», вакцины от которого пока не найдено.
Самой значимой пандемией стала Великая Чума, пик которой пришелся на середину 14 века, хотя вспышки этого заболевания, вероятно, бывали как в античности, так и гораздо позже пика заболевания. Пушкин в «Маленьких трагедиях» описывал Лондон 17 века: в то время чума еще бытовала, но не выходила на уровень общеевропейских пандемий.
Развитию пандемии чумы в Средневековье способствовали низкий уровень медицины, отсутствие гигиены, скученное проживание, засилье крыс, являющихся переносчиками заболевания. Ну и разумеется, низкий уровень образования населения, которое было готово поверить в любую чушь...
В литературе Великая Чума наиболее ярко заявила о себе в «Декамероне» Бокаччо, преамбула которого заключается в том, что молодые люди уезжают из зачумленной Флоренции на загородную виллу (уже тогда карантин был самым надежным способом избежать заражения!) и, чтобы скоротать время, рассказывают смешные истории... Правда, они не совсем смешные, кто читал «Декамерон», тот поймет. Об этом как-нибудь позднее поговорим.
Художникам мотив Великой Чумы очень нравился. Современники трактовали его через призму религии, в красках Апокалипсиса. Живописцам 19 века просто нравились сложные многофигурные композиции. Например, как на картине Ганса Макарта «Чумной пир». Леймотив большинства произведений в том, что люди умирают, но не сдаются.В общем, полная победа оптимизма над вирусом.
«Итак,— хвала тебе, Чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы...»
Александр Пушкин, «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»)
Подробности о начале пандемии коронавируса читайте в специальном выпуске сетевого издания «Центропресс».