Приветствую вас на канале #Сотрудничество с Египтом.
Сегодня немного отойдем от продолжения предыдущей публикации. Её опубликуем позднее. Сегодня попробуем раскрыть #Египет немного с другой стороны и понять наши перспективы и желания сотрудничества с простым, на первым взгляд партнером, как АРЕ.
Египет является крупным торгово-экономическим партнером России как в Африке, так и в арабских странах. Из-за схожести позиций в сфере международных отношений между Россией и Египтом активно развивается внешнеполитическое и #экономическое сотрудничество.
В настоящее время идет процесс создания зоны свободной торговли между Россией и Египтом. Нащупываются механизмы взаимодействия, отрабатываются детали, связанные с уменьшением противоречий в уже созданных двумя сторонами соглашениях с другими странами. С учетом того, что Россия состоит в интеграционном объединении в рамках Евразийского экономического союза, то в случае успеха при создании такой ЗСТ может идти речь о возможности доступа Египта не только на российский рынок, но и на рынки стран ЕАЭС. Пока что, каждая страна состоящая в ЕАЭС, ведет независимую друг от друга политику взаимоотношений с Египтом. Примером тому является РБ, которая довольно успешно и даже агрессивно заявляет о своих правах на кусок рынка Египта для своих производителей. И с этим фактом нашим властям нельзя не считаться при выборе стратегии взаимодействия в рамках того же ЕАЭС.
В этой связи анализ политики Египта в области создания зон свободной торговли представляет практический интерес.
Египет уже участвует в различных торговых соглашениях -с Турцией, ЕС, Агадирском соглашении, ПАФТА, КОМЕСА и некоторых других, менее значимых для нашего анализа. Также проведены переговоры и начата реализация создания Трехсторонней зоны свободной торговли с участием ряда африканских стран.
Большим успехом для Египта считается соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает обнуление тарифов на промышленные товары и либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами. Тарифы на экспорт египетских промышленных товаров в ЕС были обнулены с момента заключения соглашения в 2004. Для Египетских производителей это стало прорывом. Но, в свою очередь, пришлось принять и условия Евросоюза, которые в основном и определяют в настоящее время всю политику стандартизации товаров в Египте именно по Европейским правилам, что является преградой в виде ввозных пошлин, для товаров из стран, не входящих в эти соглашения.
Данное Соглашение предусматривает использование критерия страны происхождения, согласно которому для того, чтобы экспортируемые из Египта в ЕС (и в обратном направлении) товары подпадали под Соглашение, не менее 60% комплектующих должно быть произведено в Египте (в ЕС). Иначе, ввозных пошлин-не избежать. При этом 40% комплектующих могут являться импортом из третьих стран, в том числе России. Сертификат происхождения выдает соответствующий орган страны, где этот товар и был произведен.
Агадирское соглашение ставило цель создания зоны свободной торговли между арабскими средиземноморскими странами: Марокко, Иордания, Тунис и Египет. Соглашение вступило в силу в 2007 г., и с этого момента торговля промышленными и сельскохозяйственными товарами между четырьмя странами-участницами была полностью либерализована. Одним из ключевых элементов соглашения стали правила происхождения. В случае, если товар состоит из компонентов, произведенных в любой стране Агадирского соглашения, и затем экспортируется в ЕС, то в отношении данных компонентов действует такое же регулирование, как если бы они были произведены в самом Египте, и, таким образом, ввоз в ЕС происходит беспошлинно. Это призвано стимулировать торговлю между странами Агадирского соглашения.
Панарабская зона свободной торговли (ПАФТА), членами которой являются Египет, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Тунис, Саудовская Аравия, Судан, Сирия, Ирак, Оман, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Йемен и другие, правила происхождения трактуются таким образом, что добавленная стоимость в стране-экспортере должна составлять не менее чем 40% от заводских издержек, чтобы товар попал под Соглашение. В процессе тяжелых переговоров, сторонам удалось подойти к концептуальному согласию по положениям Соглашения по торговле услугами.
Соглашение об Общем рынке Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) в которое входят 19 стран, предусматривает ликвидацию пошлин в торговле товарами между странами. Согласно правилам происхождения, доля местных компонентов в добавленной стоимости должна составлять 45%.
В июне 2015 г. два десятка африканских государств, входящих в три наиболее влиятельные экономические организации Восточной и Южной Африки — Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточноафриканское сообщество (ВАС) и Сообщество развития Юга Африки (САДК) подписали Соглашение о создании Трехсторонней зоны свободной торговли в котором предполагалось создание зоны свободной торговли товарами с последующим введением в Соглашение услуг и инвестиций. Данное соглашение явилось важным шагом на пути формирования африканской зоны свободной торговли. Соглашение прорабатывалось на протяжении достаточно долгого времени и по сфере охвата включает широкий круг вопросов. Для Египта подписанное Соглашение дало возможность выйти на новые африканские рынки.
Таким образом, Египет при регулировании своей внешнеэкономической деятельности активно использует механизм региональных торговых соглашений. Египет обладает крупным рынком, по численности населения ( около 90 млн человек), находится на первом месте среди стран Ближнего Востока и Северной Африки, хотя уровень платежеспособного спроса является достаточно низким (ВВП на душу населения - 3 000 долларов)
Но это не останавливает страны, которые заинтересованы в выходе на египетский рынок. Прошедшая в нашей стране девальвация рубля, значительно повысила конкурентоспособность российской продукции на рынках развивающихся стран. Есть потенциал наращивания экспорта в Египет продукции многих отраслей промышленности, различных видов сырья и сельскохозяйственной продукции. Египет из-за исторических, политических, экономических и культурных факторов традиционно считается ключевой из 22 арабских стран, поэтому выход на рынок данной страны открывает возможность последующего выхода на быстрорастущие рынки Ближнего Востока и Африки.
С точки зрения подходов Египта к созданию интеграционных группировок следует обратить внимание на то, что эта страна активно использует правило страны происхождения при создании РТС. При создании интеграционного объединения с Египтом, России следовало бы также использовать данный подход, поскольку он не позволит третьим странам, прежде всего, тем, которые имеют РТС с Египтом, или подпишут подобные соглашения в будущем, использовать территорию Египта для беспошлинного реэкспорта продукции в России.
Кроме того, при заключении ЗСТ со многими странами Египет оговаривает условие о переходном периоде сроком в несколько лет, в течение которого пошлины на египетский экспорт обнуляются, но при импорте на египетский рынок сохраняются таможенные барьеры, что не выгодно торговым партнерам Египта. Данные пункты в соглашении желательно исключить.
Весьма перспективным считается опыт Египта по взаимодействию с США и Израилем по созданию квалифицированных экспортных зон. Они действуют в форме районов с льготным налогообложением, получающих иностранное инвестирование и ориентирующихся на экспорт. Египет предложил России создание аналогичной зоны на побережье #Суэцкого канала. Но это тема отдельного разговора.
В целом очевидно, что за счет значительного превышения российского экспорта в Египет над импортом, создание ЗСТ с этой страной выгодно для российской экономики в случае включения в #соглашение правила происхождения, делающего невозможным использование территории Египта третьими странами для реэкспорта. Кроме того, Египет является потенциально важным геополитическим партнером России, что дает, на определенном отрезке времени, шанс-на восстановление ранее утраченных нами позиций.