Найти в Дзене
Империя Пола

История изобретения ламината. Ч. 2.

Оглавление
На фото фрагмент мастерской, в которой начал своё восхождение изобретатель ламинированных покрытий.
На фото фрагмент мастерской, в которой начал своё восхождение изобретатель ламинированных покрытий.

В предыдущем эпизоде мы рассказали о детстве изобретателя ламината Ларса Фолльдрома – о его увлечении строительством плотов, об отце, который желал сделать из мальчика мореплавателя, и успешном побеге Ларса из дома в поисках лучшей доли…

Как это сделало Фолльдрома лучшим инженером в области конструирования инновационных напольных покрытий, узнаете в этом выпуске.

Ларс стоял у двери великого шведского столяра Эрланда Гинстрарда и смотрел на массивную резную дверь – было видно, что она древняя, но без следов вмятин и старения. Уже тогда Ларс подумал, что грамотная обработка дерева позволит создавать практически бессмертные изделия…

Прошло 5 минут, десять, никто не открывал. Ларс с усилием нажал на ручку двери и в отворившемся зазоре увидел заполненное тихим светом пространство деревянных предметов. В глубине света стоял седой сосредоточенный старец и задумчиво сгибал в крепких пальцах дюймовую доску.

Он заметил мальчика и лёгким кивком показал на стул. Ларс сидел и не отрываясь смотрел, как меняется вид древесины от сгибов.

«Дерево тоже думает, но чтобы узнать его мысли, нужно быть чутким и деятельным», - чуть слышным голосом сказал Эрланд и протянул мальчику доску. Ларс взял в руки тяжёлый сияющий предмет и замер от удивления: ему показалось, что дерево дышит… Мастер Гинстрард молча улыбнулся и принял мальчика в ученики.

Через 4 месяца, живя у почтенного Эрланда, Ларс научился не только различать сорта древесины и на глаз определять толщину доски, но и сколачивать износостойкие столы, полы и двери.

Первое испытание

На фото шведские солдаты у буденовского плаца перед построением.
На фото шведские солдаты у буденовского плаца перед построением.

Наиболее благородной столярной деятельностью в Будене считалось изготовление полов. На них и решил старый мастер проверить своего юного ученика.

В то время надёжность напольных покрытий проверяли «методом рот». Роту шведских солдат выстраивали перед перед напольным покрытием и заставляли ходить по нему туда-сюда не менее 8-10 раз. Если за это время покрытие не разваливалось, его признавали годным к укладке в общественных местах.

Заданием Ларса было создать небольшой участок деревянной мостовой, ведущей к центральному плацу.

Юный ученик ходил по лесам, выбирал ели, ориентируясь на возраст деревьев, запах и место произрастания. Он искал такие смолы, которые могли бы защищать дерево от грязных и мокрых армейских сапог. За 3 недели работы Ларс изготовил небольшой участок мостовой и при помощи мастера Гинстрарда установил его на улице.

В назначенный день рота шведского добровольческого корпуса бодро прошла по фрагменту мостовой, изготовленной юным Фолльдромом, около 10 раз. Он наблюдал за шествием солдат из-за угла, а почтенный Эрланд стоял за плацем и украдкой поглядывал на талантливого ученика.

Как только солдаты ступили на доски, сооружённые Ларсом, их лица, полные печали из-за потерь в боях на Карельском перешейке, озарились мягкими улыбками.

Деревянная опора напомнила им о родной земле, о далёких домах, об оставленных дома жёнах, детях и родителях…

Ларс почувствовал это воодушевление, и крохотные слёзы успеха покатились по его щекам.

Солдаты взошли на плац и, пока ожидали командира роты, тихо перешёптывались: кто автор этого чудесного участка мостовой?

Мастер Гинстрард, стоявший за плацем прямо напротив солдат, молча указал им на расчувствовавшегося Ларса, выглядывающего из-за угла. Тогда они, все как один, легко кивнули в знак признательности юному столяру.

Ларс был счастлив.

Вперёд к деревянному успеху!

На фото Ларс (по центру) с бригадой заканчивает монтаж первого инновационного настила.
На фото Ларс (по центру) с бригадой заканчивает монтаж первого инновационного настила.

К счастью для мальчика, среди солдат был Юрген Гунтсвальд, владелец крупного деревоперерабатывающего предприятия в центре Стокгольма. Он был исполнен нордического патриотизма и готовился защищать скандинавский полуостров до конца войны.

Но мастерство Фолльдрома заставило его забыть всё, о чём он думал во время боёв, и вернуться к работе с деревом. Уже через неделю после встречи с Ларсом Гунтсвальд демобилизовался, пришёл к мастеру Гинстрарду, поблагодарил за то, что помог проявиться такому таланту и забрал юношу на производство.

Окрылённый Ларс так поспешно выскочил за Гунтсвальдом, что даже не заметил, как его учитель морщинистой рукой провёл по половым доскам в знак прощания.

Юного Фолльдрома увезли в столицу и поселили в соседнем от предприятия доме. Там он возглавил отдел по производству общественных и жилых деревянных покрытий. Прозорливый Гунтсвальд выделил Ларсу несколько работников, которые помогали ему в экспериментах.

За первые годы работы Фолльдром сконструировал и запустил в производство настилы, которые могли использоваться как небольшие мосты и дорожные переходы. Их можно было бы разбирать и переносить с места на место без потери эксплуатационных качеств. Так как появление на рынке подобных настилов совпало с окончанием войны, предприятие распространило по Будену листовки со слоганом «Готовим мостовые к воссоединению семей!». Уже через месяц настилы, сделанные Фолльдромом, использовались во всех крупных городах страны.

Швеция была покорена искусством нового мастера деревянных покрытий.

Завершение истории изобретения ламината читайте в следующей статье.

До встречи!