Несмотря на негативные последствия развивающейся пандемии коронавируса, количество транзакций клиентов в ресторанах быстрого питания США растет. Рост отмечается как в «собственных заведениях» управляющих компаний, так и в открытых по франшизе.
По данным The NPD Group (компания, занимающаяся изучением рыночной конъюнктуры), за последнюю неделю продажи возросли на 4% в сравнении с показателями аналогичного периода 2019-го. Одновременно отмечается снижение количества клиентов, посещающих рестораны с полным обслуживанием (-3%), а также открытых по франшизе точек фастфуда (-5%). Неожиданно для всех «завтрак на ходу» принес отрасли даже больше доходов.
Ведущий аналитик The NPD Group по пищевой продукции Дэвид Порталатин по Скайпу прокомментировал возможное воздействие коронавируса на бизнес в ресторанной сфере:
«В это непонятное время эксперты отслеживают тенденции, с целью раннего обнаружения сбоев на рынке общественного питания. Пока еще сектор ресторанов быстрого питания демонстрирует устойчивость к кризисным факторам. И в хорошие, и в плохие времена клиенты стремятся получать качественное обслуживание и вкусную еду. Отрасль пока справляется с этим».
Франшизы ресторанов быстрого питания принимают новые меры обеспечения безопасности посетителей от коронавируса
Власти многих штатов (Вашингтон, Нью-Йорк, Калифорния, Коннектикут, Нью-Джерси, Иллинойс) вводят ограничения на работу ресторанов, чтобы снизить вероятность распространения коронавируса. Некоторые франшизы даже самостоятельно предложили ограничить скопление посетителей в своих заведениях.
Starbucks уже объявила о временном переходе только на мобильную версию приема заказов, чтобы сократить непосредственные физические контакты сотрудников и клиентов. Стремясь помочь сдержать вирус COVID-19, сеть кофеен Starbucks внедряет в «собственных» точках модель обслуживания «только на ходу». В своем письме к владельцам открытых по франшизе кофеен, исполнительный вице-президент Starbucks указывает:
«…мы продолжаем анализировать факты и научные данные в связи с распространением COVID-19, чтобы разработать и принять упреждающие управленческие решения, необходимые для защиты наших партнеров, клиентов и сотрудников. В связи с этим в кофейнях сети рекомендовано временно закрыть все гостевые залы. Заказы принимать либо онлайн, либо в самом заведении, но через мобильное приложение Starbucks. Необходимо временно закрыть все кофейни, даже запущенные по франшизе, если они расположены в местах массового скопления людей (торговые центры и университетские городки)».
А теперь и американская сеть ресторанов быстрого питания Chick-fil-A (масштабирующаяся по франшизе и известная своими сэндвичами из курицы), выполняя рекомендации CDC (Центра США по контролю и профилактике заболеваний), ввела аналогичные меры.
Как указывается в полученном порталом Franshiza.community пресс-релизе:
«Chick-fil-A внимательно следит и соблюдает все государственные и местные нормативы (распоряжения), касающиеся работы ресторанов. Нашим главным приоритетом по-прежнему является здоровье и благополучие всех, кто заходит в наши рестораны. В связи с необходимостью максимально ограничить физические контакты между людьми, принято решение временно изменить формат работы. Все заведения закрыть для посещения, организовав прием заказов через мобильные приложения и доставку через специальные сервисы. Это трудные времена, но Chick-fil-A прилагает все усилия, чтобы оказаться полезной своим клиентам».
До этого момента Chick-fil-A предпринимала и иные шаги по повышению безопасности посетителей ресторана в условиях пандемии COVID-19. Уже закрыты детские игровые площадки в точках франшизы, чтобы была возможность сосредоточиться на гигиенических усилиях.
Иные сети ресторанов также приняли соответствующие меры по предотвращению распространения инфекции:
- Chipotle предлагает бесплатную доставку для заказов, стоимостью более 10 $;
- заведения Taco Bell, в том числе и открытые по франшизе, объявили о готовности доставлять заказанные блюда;
- а KFC (Kentucky Fried Chicken) взялась за самостоятельную оплату доставки еды из открытых по франшизе точек при ее заказе через KFC.com, Seamless или GrubHub.
На данный момент большинство крупных сетей быстрого питания в США не планируют закрываться. На фоне увеличения количества зарегистрированных случаев инфицирования COVID-19 вносятся корректировки в формат работы. McDonald's, к примеру, не намерена закрывать ни «собственные», ни запущенные по франшизе точки фастфуда. Применяемые на данный момент меры, как свидетельствует официальное заявление представителей Макдональдс, заключаются в «увеличении количества дозаторов с дезинфицирующим гелем для рук», которые устанавливаются на входах в рестораны. Это делается как в «собственных» заведениях франшизодержателя, так и в открытых по франшизе.
Сеть Five Guys, известная своими «гамбургерами и картофелем фри» заявила о введении дополнительных уборок во всех «точках контакта с покупателями». Особое внимание уделяется дезинфекции дверных ручек, столов для приправ и иных поверхностей, к которым прикасаются посетители. Руководство усиливает контроль за состоянием здоровья своих сотрудников, призывая всех с симптомами недомогания оставаться дома. Новые требования касаются всех сотрудников франшизы.
Подобная кампания действительно необходима. В отрасли фастфуда США, расширяющейся за счет франшизы, занято не менее 15 миллионов человек. Они не могут терять свой заработок.
В письме, полученном Franshiza.community от руководства сети Just Salad, ее основатель и генеральный директор Ник Кеннер отмечает:
«…мы видим, что по нашим цифровым каналам поступает все больше заказов. Это позволяет минимизировать риск инфицирования посетителей, но и требует изменения графика работы сотрудников для повышения их безопасности. Все сотрудники, даже запущенных по франшизе ресторанов, получают дополнительное бесплатное питание, если их график работы меняется из-за ситуации с COVID-19 (закрытие точек)».
Сервисы доставки еды в США не намерены «наживаться» на пандемии
Онлайновый сервис доставки еды, созданный Grubhub Inc, заявил об организации специального фонда (1 миллион $) для оказания помощи своим клиентам, попавшим в затруднительное положения в связи с введенными ограничениями на работу ресторанов.
Основатель и гендиректор Grubhub на днях заявил о решении отказаться от выставления счетов за доставку еды, если приходится работать с «пострадавшими» от пандемии франшизами фастфуда (по предварительным данным - это не менее 100 миллионов):
«Независимые рестораны, открытые по франшизе, являются источником жизненной силы наших городов. Это наши постоянные партнеры, работа с которыми ведется не первый год. Поэтому мы и решили им помочь в трудную минуту. Наш бизнес тесно связан с их функционированием, поэтому мы и приняли это решение».
В пресс-релизе этого сервиса доставки указывается, что решение принималось после консультаций с мэрами крупных городов США, где и проводятся масштабные мероприятия по предотвращению распространения пандемии. Обещанное содействие со стороны властей и работающей по всей стране курьерской службы снизит финансовой давление на франшизу ресторанов быстрого питания.
Роботизированные сервисы продемонстрировали свое преимущество
Первый в мире роботизированный бургер-ресторан в Сан-Франциско, напротив, наращивает свои объемы реализации. Для приготовления еды здесь не требуются люди, а для предотвращения распространения коронавируса спроектирован и установлен специальный герметичный передаточный шлюз. Мало того, что это исключает непосредственный контакт посетителей с сотрудниками, но и защищает атмосферу ресторана от поступления потенциально опасного воздуха (с коронавирусом) с улицы.
Это пока единственный ресторан, где полностью автоматизировано производство основного сегмента продуктов питания. В отличие от иных бургерных, запущенных по франшизе, здесь значительно уменьшено количества «точек соприкосновения» человека с приготавливаемой пищей:
- робот готовит гамбургер в прозрачной защитной коробке;
- нарезка булочки, помидоров, лука и солений, измельчение мяса и формирование котлеты, и приготовление ее на сковороде – все проводится без участия человека;
- все процессы контролируются системами с компьютерным управлением;
- бургеры упаковываются в коробку для выноса (герметически запечатанную систему с двумя пакетами через термосварку, что исключает контакт готового блюда с воздухом).
Никто, кроме сотрудников роботизированного ресторана, не может войти внутрь. А в связи с угрозой пандемии убраны все столы и стулья вне ресторана, чтобы люди не собирались вместе, подвергая себя риску заражения.