Найти в Дзене

Влечение к короновирусу или Бодрийяр прав.

Скрыть

Влечение к короновирусу или Бодрийяр прав.

Любому культурному человеку известна фамилия замечательного философа как Бодрийяр.  Некоторые даже могут связать эту фамилию с таким направлением философии как постмодернизм.  Но постмодернизм многогранен. 

    Его базовые работы приходятся на 70е годы прошлого века  ( как не жутко  это осознать, но казалось бы совсем недавним его произведениям уже более 40-50 лет, ох уж возраст), но как мы увидим  затронутые темы остаются актуальными до сих пор (надо отдать должное неклассической философии начавшей свой путь с работ Керкьегора  - философии человека и общества актуальной не только для  сумрачного тевтонского  мыслеблуда, но и для любого рефлексирующего человека.)

    Одной из тем, которая заботит нашего автора является смерть, которую он рассматривает через дискурс политической экономии и психоанализа (ну а что взять с французского интеллектуала пропитанного Лаканом и Марксом). Я не стану описывать идеи почти четырехсот страниц страниц его труда "Символический обмен и смерть", полагаю вы и сами можете их прочесть сидя за чашечкой кофе.

      И так рассмотрим самое актуальное  "Covid-19" он зарегистрирован в Китае, и наш разум заплывший жиром рациональности и предсказуемости задается вопросом, а случайно ли это? Это непредсказуемый несчастный случай или это чье-то покушение, ведь должен же за это кто-то отвечать!   Но  это и не важно для рационалиста  любая случайность может быть отнесена  только насчет чье-то  человеческой воли, а потому любая катастрофа расценивается как вредительство - или, в политическом контексте, как покушение на общественный порядок.  Взглянув на новости в интернете и даже на новости в телевизоре ( упаси Б-г), понимаешь что Бодрийяр прав.  И так, продолжаем. Наш философ пишет, что природная катастрофа  представляет опасность для установленного порядка, не только из-за реально вызываемых проблем, но она наносит удар  всякой полновластной  "рациональности"  - в том числе и политической (закрытие границ, вывод капитала, нарушение  торговых операций) .

     Для современного рационального (в первую очередь западного) человека смерть кажется чем-то злобно-абсурдным, непостижимым уму, отсюда  человека и завораживает  катастрофа - это не просто риск для жизни - это покушение на разум!

       Так для в дискурсе Бодрийяра естественная смерть - это смерть, которую наука должна изничтожить. ( наука, медицина должна бороться за каждого потребителя и производителя, о ужас когда человек умирает в 90 лет, бойтесь старики короновируса!)

       Но чем же притягательна катастрофа  в сознании бодрийаровкого человека? В отличии от естественной смерти, которая  никого не затрагивает кроме близких,  в  катастрофе человек  не тупо умирает от износа   организма,  а принимает и дарит свою смерть.