Михаил Иванович Маркушев в Великой Отечественной войне участвовал с 22 июня 1941 года и до Дня Победы. Находился на Юго-Западном, Брянском, Центральном, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Был политруком роты автоматчиков, парторгом батальона 81-й стрелковой дивизии, а с февраля 1944 года — парторгом и замполитом батальона в 48-й гвардейской стрелковой дивизии.
Из воспоминаний М. И. Маркушева:
Поныне в памяти жива картина Орловско-Курской битвы. Семь дней, с 5 по 12 июля 1943 года, фашистские полчища молотили нашу линию обороны под Понырями. Наши бойцы дали клятву выстоять, перемолотить вражеские войска.
На нас обрушились самолеты и танки. Непрерывно били минометы и артиллерия. Родная земля прижимала своих сыновей и защищала их. Враг нес огромные потери.
Наши выдержали. И 13 июля стрелковые соединения, под прикрытием своих самолетов и танков, артиллерии, минометов и «катюш», перешли в наступление. Противник не устоял. Огрызаясь огнем, он стал пятиться, а затем поспешно отходить. Дороги были забиты трупами и пылающей техникой неприятеля.
Ранним туманным утром 5 августа наш 467-й стрелковый полк подошел в Орлу. Немцы отчаянно сопротивлялись и два дня не подпускали нас к высоте 261. Вперед вырвался расчет станкового пулемета сержанта Саши Замыцкого. Беспрерывным огнем он расчищал нам путь. Когда Саша остался у пулемета один, притом раненый, он продолжал отражать контратаки фашистской пехоты.
На помощь нам подошли танки, и мы вновь двинулись вперед, по пятам немцев. Вдруг хрипло завизжал 12-ствольный миномет противника. По звуку я определил, что одна мина летит на меня. Камнем бросился вперед и упал на землю. Мина ахнула с левой стороны. Оглушила. Осколок зашипел в каске, кровь залила лицо. Два пальца левой руки вместе с диском от автомата отлетели в сторону... Ко мне подбежали два солдата казаха и, сорвав перевязочные пакеты с моей груди, забинтовали раны...
По пыльной дороге, волоча за собой оружие, тянулись раненые к санбату. В правой руке я нес только приклад от автомата.
Встретившийся замполит полка майор И. Д. Гаврилов спросил:
«Как там немец, парторг?»
«Сбили с высоты, Иван Дмитриевич, отходит немец»
Другой раненый подтвердил:
«Тронулся!»
Замполит сказал:
«Спасибо вам, хлопцы. К наградам представлю»
День Победы я встретил на чужой земле — у Кенигсберга.