На самом деле, в ПДД такой интересный и очень жизненный порядок действий водителя отсутствует. А ведь порой, отказ от преимущества в движении в пользу другого участника способствует повышению безопасности на дороге, а не наоборот. Здесь мы будем исходить из простого утверждения - "что не запрещено - то разрешено".
Что такое преимущество в движении?
Предполагаю, что на этот вопрос многие ответят и без заглядывания в ПДД, но я все-таки приведу этот термин таким, какой он "записан" в п.1.2:
"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Примеры, когда участники могут отказаться от преимущества
Пешеход может отказаться от своего преимущества на пешеходном переходе, если видит, что водитель не успевает остановиться на скользкой проезжей части, чтобы уступить ему дорогу. Очень здравый поступок - подождать 3 лишние секунды и вернуться домой целым невредимым. В такой ситуации, конечно, есть вопросы к водителю касательно выбранной скорости и т.д., но правильно оценивший ситуацию пешеход и его решение отказаться от преимущества в движении - разрешили ситуацию безопасно и без риска для кого-либо.
Водитель может отказаться от своего преимущества в движении в самых разных ситуациях, чтобы банально упростить разъезд:
- "выпустить" участника из двора, когда въезд в этот двор (на любую прилегающую территорию) очень узкий. Напомню, что по ПДД выезды из дворов всегда второстепенны. Но, отказавшись от преимущества в движении, водитель на главной дороге значительно упростил всем "жизнь" в этой ситуации.
- выпустить участника с места для стоянки. Водителю нужно поставить машину на стоянку, к примеру, вдоль тротуара. Вдоль дороги в этом месте все занято, но один из припаркованных автомобилей собрался выезжать (горит левый поворотник). В этом случае нашему водителю значительно проще будет отказаться от своего преимущества в движении и дать возможность выехать участнику, чтобы потом занять его парковочное место.
- отказаться от преимущества в других ситуациях, когда это необходимо для обеспечения безопасности и/или сохранения жизни или здоровья людей. Привожу простой пример (из жизни): на дорогу выскочил ребенок в "неположенном" месте. В большинстве случаев правильным решением водителя будет вынужденный отказ от преимущества, снижение скорости и, возможно, полная остановка транспортного средства. Если догоним, то успеем поругать и прочитать наставления, но это уже не важно - ребенок жив/здоров. А мы спокойно едем домой
Пример из билетов
Примечательно, что возможность отказаться от своего преимущества в движении фигурирует в одном из экзаменационных билетов:
Билет 18 вопрос 14
Вопрос: Вы намерены выполнить разворот. Ваши возможные действия?
- Выехать на перекресток первым и, уступив дорогу легковому автомобилю, закончить разворот
- Отказаться от преимущества в движении и приступить к развороту после проезда легкового автомобиля
- Допускаются оба варианта действий
Пояснение к вопросу:
Перед нами перекресток, на котором нет светофора и регулировщика, нет знаков приоритета, при этом - одинаковое дорожное покрытие. Значит - это перекресток равнозначных дорог, на котором водители транспортных средств руководствуются между собой правилом "помехи справа" (п.13.11 ПДД). При выполнении разворота на таком перекрестке необходимо помнить одну занимательную деталь. Тот автомобиль, который был слева от Вас, в процессе разворота окажется справа, ведь мы меняем траекторию движения на противоположную! И Вы обязаны будете ему уступить дорогу. Это как раз описывает ситуацию, представленную на картинке в вопросе.
Однако, мы не только можем выполнить разворот, в процессе уступив дорогу этой белой легковушке (классический вариант). А можем просто отказаться от своего преимущества в движении и, дождавшись когда легковушка уедет, выполнить разворот на "чистом" перекрестке (жизненный вариант). Оба варианта являются правильными
Правильный ответ: 3
Подводные камни и нюансы
Оба участника, которые участвуют в этом "мероприятии" должны помнить о том, что их "самодеятельность" должна быть понятна всем остальным.
Если я выезжаю из двора, потому что меня "выпускают", я должен помнить про водителей других автомобилей, которые проезжают мимо и могут быть не такими "сговорчивыми", как тот, что меня выпускает.
Если я подъезжаю к пешеходному переходу, и человек рядом с этим переходом машет рукой, мол, "проезжай", то это не дает мне права не посмотреть на другую сторону дороги, где другой пешеход вполне вероятно начинает переход проезжей части.
В любом случае, когда кто-то отказывается от преимущества в Вашу пользу, необходимо убедиться в безопасности Ваших дальнейших действий на 1000000%, иначе виноватыми можете остаться именно Вы.
В конце концов существует п.1.5 ПДД:
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения (статья 12.33 КоАП). Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Спасибо за то, что дочитали до конца! Если у Вас есть свои соображения касательно поднятой в статье темы - мы всегда будем рады обсудить это в комментариях!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Если статья понравилась, то - палец вверх и подписка - главная благодарность автору этой статьи!